Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЛЕБЕДЕВА И.С.1, ИВАНОВА М.А.2
1К.п.н., доцент, 2к.п.н., доцент,
Санкт-Петербургский государственный горный институт (ТУ) им.Г.В. Плеханова

Ценностно-оринтированное обучение иностранным языкам как способ преодоления глобального экономического кризиса

Современная цивилизация вступает в полосу особого типа прогресса, когда в образовательном процессе гуманистические ориентиры становятся исходными. Множество факторов влияет на то, сможет ли молодой человек найти себя не только в жизни сегодняшним днем, но и завтрашним. Несомненно, важнейшим условием обретения не только веры в будущее, но и способности реализовать ее в своей жизни является образование, общее образовательное пространство в целом, формирующее новое мышление и позиционную активность студентов. Не только в России, но и вообще в мире проблема личности является одной из самых значимых. Кризис личности порождает кризисы и социальные, и политические, и экономические. Когда люди срываются с неких нравственных скреп, считают, что им все дозволено, экономика становится местом раскрепощения страстей.

Одним из возможных решений этой проблемы является аксиологизация образовательного процесса в вузе, который, будучи средством трансляции культуры, является геномом развития общества. Назначение высшего образования в том, чтобы готовить хорошо подготовленных молодых людей, способных поддержать традиции, как научного знания, так и идеалы служения Отечеству, приносящие в конечном итоге социальные блага всему обществу. Поэтому ориентация на ценности, прогнозирующие будущее образования, преемственность культуры существенно влияет на процесс уравновешивания ценностей достойной жизни в молодом возрасте, усиливая значимость ценностей завтрашнего дня, без чего и настоящее лишается своей главной опоры – веры человека в гарантированное социумом продолжение жизни не только в отдаленном будущем, но и в ближайшем. Социальная задача, поставленная процессом демократизации нашего общества и переходом к рыночной экономике перед системой образования, предполагает в первую очередь опору на гуманитарную составляющую в содержании образования. Обучение- это социокультурный процесс, своими истоками уходящий в культурный опыт народа, в его духовные традиции. Обучение и воспитание – это, прежде всего приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре. Другими словами, задача образования состоит в приобщении студентов к культурным ценностям науки, искусства, нравственности и права. Воспитание и обучение – это процессы, осуществляющиеся через обращение к духовной жизни учащегося. И хотя в настоящее время жизненный идеал довольно расплывчат и многие духовные ценности уже не считаются таковыми, одним из путей выхода из кризиса заключается в развитии, повышении духовной культуры обучающихся. В профессиональной деятельности всё более важное место должна занять гуманитарная составляющая, обеспечивающая развитие нравственных, гражданских качеств личности.

В решении этой задачи важная роль отводится языковому образованию как фактору, превращающему человека в развитую личность и расширяющему его социальную и экономическую свободу. XXI век ? век мультикультурного диалога, поэтому актуализируется проблема развития языковой личности, возрастает роль языкового образования, которое рассматривается как государственная ценность. Знание языка даёт возможность личности получить реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном планах положение. Обучение иностранному языку в вузе является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов различного профиля и должно способствовать повышению не только их общеобразовательного, но и гуманитарного уровня. Дефицит гуманитарного компонента в подготовке специалиста впервые был обнаружен в сфере технического образования занятой подготовкой специалистов для работы в системе «человек-техника».

Анализ воспитательного потенциала иностранного языка, исходя из стандарта образования, выбора лексических тем, определения уровня проработки и тезауруса каждой из них, а так же подбора целесообразных заданий и упражнений, позволяет создать «ценностное поле» содержания языкового образования. Аксиологизация содержания языкового образования представляет собой целостный комплекс, заключающийся в формирование гражданских качеств и поведения в процессе обучения иностранному языку студентов через практические занятия, спецкурсы и факультативы по английскому языку и проходит следующие этапы [2, с. 105]:



В модели приобщения студентов к духовным ценностям представлен ценностно-содержательный пласт духовной культуры как совокупность духовных ценностей, отраженных в реалиях английской культуры. Ядром духовности должны выступать ценности общечеловеческие и национальные.

Модель приобщения студентов к духовным ценностям выполняет ряд важных функций: ориентировочную, смыслообразующую, проектировочную и гуманистическую. Ориентировочная функция модели позволяет сформировать ориентированную основу деятельности, целевые установки. Смыслообразующая функция помогает выделить смысл, связанный с идеалом, конкретизировать его, сформулировать цель и осознать ценностные ориентации. В свою очередь, проектировочная функция модели предполагает не только ориентацию на конечный результат, но и определенный план действий и деятельности, направленный на формирование ценностно-смыслового поля студентов. Наконец, гуманистическая функция способствует культивированию ценностных ориентаций с вектором духовности. Результатом приобщения студентов к духовным ценностям должна стать духовная культура будущих специалистов, которую мы рассматриваем как интегративное качество личности, определяющее ее направленность на создание собственного ценностно-смыслового поля, как совокупность духовных ценностей, как проявление меры присвоения и актуализации духовных ценностей.

Культура выступает тем стрежнем, который обеспечивает устойчивое состояние общества и тем источником ценностных ориентаций, которые оставляют основы нравственности и социальной активности.

Специалист XXI века должен в совершенстве владеть профессиональной деятельностью, быть духовно развитым интеллигентом, обладать эрудицией, высокими моральными качествами, творчески и высокопрофессионально, а так же на современном научном и техническом уровне и с пользой для общества решать задачи в избранной сфере деятельности и развивать эту сферу [1, с. 160].



В связи с этим молодой специалист должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

- быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, иметь свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности, обладать способностью к саморазвитию, иметь потребность в достижениях и в самостоятельном принятии решений;
- иметь уважение к законам и обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке, обладать целеустремлённостью и предприимчивостью;
- обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности;
- стремиться к поиску нового и быть способным находить нестандартные решения жизненных проблем, иметь в определённой степени индивидуалистические установки, ориентацию на достижение успеха в жизни, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
- обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению её как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Кроме того, каждый специалист высшей квалификации, российский интеллигент должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы социально-возрастной, профессиональной, социокультурной, этнической общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу.

Таким образом, преодоление глобального экономического кризиса возможно, в том числе, и средствами высшего образования. Именно гуманитарное образование должно обеспечить решение стратегических задач государства и общества, а именно: повысить уровень благосостояния граждан, обеспечить стабильность и развитие институтов гражданского общества, обеспечить безопасность граждан и государства, сохранить социокультурную ценность и этнонациональную идентичность российского общества, обеспечить конкурентоспособность российской экономики, создать в стране постоянно развивающуюся информационно-инновационную среду взаимодействия активных и мобильных граждан на основе партнёрства государства, бизнеса и личности.

Содержание курса «Иностранный язык» обладает большим аксиологическим потенциалом и создаёт, с одной стороны, основу для сопоставительного анализа различных сторон жизнедеятельности общества в соизучаемых странах (России и Англии), вклада их народов в социально-культурный опыт человечества и в фонд мировой культуры; а с другой – основу для подготовки студентов к постижению любой другой культуры, к осмыслению ими всех дидактических факторов, способствующих не только реальной подготовке к межкультурному общению, но и к выполнению роли субъекта диалога культур, к более глубокому осознанию и восприятию общечеловеческих ценностей.



Источники

1. Рябов, В.В. Студенчество на рубеже веков: историческое сознание и гражданское становление / В.В. Рябов; Правительство Москвы: МГПУ.-М.: Жизнь и мысль, 2005.-175с.
2. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Уч. пос. / Ю.В. Сенько.-М.: Academia, 2000.-223с.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года