Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МАЛАХОВ А.Н.
К.ф.н., доцент, зав. кафедрой философии,
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Кризис как философская категория

Поскольку процесс познания – это вечный путь в непознанное, то человек постоянно открывает для себя что-то новое в меняющемся мире явлений, вводит в научный оборот новые понятия, отказывается от старых. Каждая наука оперирует определенным кругом понятий, использование которых формирует язык данной науки. Старые понятия часто конкретизируются и поднимаются на более высокий уровень абстракции. Таким образом, с помощью языка науки создается, накапливается и передается научное знание. Следует обратить внимание на одну деталь, связанную с процессом формирования понятий. Довольно часто новые понятия создаются на основе гипотетических предположений о тех или иных объектах, их свойствах и признаках. Так, например, возникло представление об атоме у Демокрита. Так было сделано предположение о существовании позитрона П.Дираком.

Философское познание мира осуществляется с помощью философских категорий. Категория (от гр. kategoria – высказывание) форма рационального познания и осознания действительности в общих понятиях. Философские категории обладают признаком всеобщности, они отражают в понятиях всеобщие способы отношения человека к миру, наиболее общие и существенные свойства природы, общества и мышления. С помощью философских категорий осуществляется идеальное преобразование объективного мира, его познания и целостного осмысления. Философское мировоззрение есть система наиболее общих теоретических взглядов на мир, о том, как он возник, и по каким всеобщим законам он развивается. Этим философия отличается от ненаучного, религиозного мировоззрения, которое основывается на вере в чудо, в сверхъестественное.

Чем значительнее происходящие в мире перемены, тем острее человек ощущает потребность в мировоззренческих ориентирах, причем каждый человек ищет эти ориентиры сам, опираясь на собственный опыт, знания и духовные силы. Философия является способом познания и преобразования мира, это важнейший компонент национальной культуры. Она дополняет и завершает любое специальное образование, помогает стать специалисту интеллигентом. Можно ли представить себе интеллигента без универсальных знаний и научного философского мировоззрения?

Кризис (от гр. krisis – решение, исход, перелом). На философском языке кризис обозначает пограничное состояние системы, состояние близкое к переходу системы в новое качественное состояние. Если происходит частичное преобразование какой-либо сферы общественной жизни, не затрагивающее основ существующей экономической, политической или экологической системы в общественной науке употребляется термин «реформа» (от лат. reformo - преобразовываю). Реформа – это сознательное, целенаправленное изменение порядка функционирования социальной системы.

Кризис – одно из центральных понятий философии. В идеалистической, религиозной философии оно восходит к эсхатологическим мифам, т.е. мифам о предстоящем конце света. В материалистической философии под кризисом понимаются глубокие потрясения в той или иной сфере общественной жизни, или в обществе в целом, вызывающие изменения в научной картине мира. Одна из глав работы В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» посвящена анализу начавшейся в конце XIX – начале XX в. революции в естествознании, в частности в физике, благодаря открытию явлений радиоактивности, электрона, сложной структуры атома, считавшихся ранее последними, неделимыми «кирпичиками мироздания». Эти обстоятельства вызвали состояние кризиса философских идей, лежащих в основании старых физических представлений. Революция в естествознании существенно изменила естественнонаучные и философские представления о материи, движении, пространстве, времени и т.д.

Революция в науке сопровождалась коренной ломкой ее основных понятий, изменением содержания старых и возникновением новых, которые радикально меняют строй и метод мышления ученых. Наличие широкого круга научных понятий облегчило процесс построения научной теории, которая свела в единую систему научного знания новые представления о достаточно большом круге явлений объективной реальности.

Тема кризиса – одна из общезначимых и сквозных в философии XX в. И это понятно: две мировых войны, установление тоталитарных режимов, кризис идей прогресса, рациональности и гуманизма, грандиозные экономические кризисы, невиданный рост промышленного производства и в то же время превращение техники из средства цивилизационного развития в орудие ядерной угрозы, глобальный экологический кризис – эти и подобные им явления порождают кризисное мироощущение. Оно находит многообразное выражение в искусстве, литературе, работе ученых и философов.

Как пишет Н.И.Лапин: «В социальных науках принято различать стабильное и кризисное состояние общества. Первое означает устойчиво воспроизводящийся порядок. Второе служит способом движения социальной системы от прежнего состояния, через дезинтеграцию и конфликт, к новому состоянию. В ходе своей эволюции любое общество неоднократно проходит динамический цикл «стабильность – кризис – новая стабильность»[204]. 1) Кризис, таким образом, есть нарушение прежнего равновесия и в то же время переход к новому.

Понятие «кризис» широко употребляется в науках о природе и обществе. Правда, в каждой естественной, военной, медицинской и технической науке существует свой термин, отражающий смысл происходящего процесса. Эти термины широко известны: катастрофа, революция, конфликт, война, стресс, депрессия и др. Все они обозначают крайнюю ступень развития противоречия, ведущую к разрушению явления. В ходе разрешения противоречия исчезает одна или обе противоположности, а на их месте возникает новое целое со своими противоречиями. Например, в ходе феодальных революций в Европе произошло исчезновение классов рабов и рабовладельцев, на арене истории появились новые классы – пролетариат и буржуазия.

Если противоречие развивается стихийно (дивергентная форма), то оно закономерно проходит все ступени, от зарождения, развития и обострения, достигая высшей точки развития – кризиса, в ходе которого явление гибнет или переходит в новое свое качество. Китайская пословица говорит: «Смерть гусеницы есть рождение бабочки». В развитие противоречия может включиться субъективный фактор – социальный интеллект, который способен остановить, погасить остроту противоречия, перевести его на уровень различия противоположностей. Такая форма развития противоречия носит название конвергентной. Конвергентный характер развития противоречий возможен при наличии единого основания, для общественных противоречий – наличие общих экономических законов. Как писал американский экономист Дж.Гэлбрейт в 60-е годы XX в. между социалистической и капиталистической экономикой вполне возможен процесс конвергенции. Но для этого наша страна, по его мнению, должна перейти к рыночной экономике, а капиталистические страны – к развитию элементов государственного планирования и государственного регулирования собственной экономики.

Современное российское общество длительное время находится в состоянии экономического и духовного кризиса. В состоянии экономического кризиса находится глобальная экономика, что заставляет нас вспомнить слова В.И.Ленина о загнивающем капитализме. Возможно, что он был прав. В последние два десятилетия об этом стали говорить и писать весьма авторитетные в своих странах социологи, политологи, экономисты, философы. Так, одна из глав книги Элвина Тоффлера и Хеди Тоффлера «Революционное богатство», называется «Капитализм: конец игры». Об этом же пишет Пол Кругман, в книге «Великая ложь» М., 2001. Владимир Циплин в книге «Гипноз разума» пишет: «Очевидно, что реально существующая на Земле экономика служит чему угодно, только не массовому человеку, какую бы страну не взять в качестве примера» (с. 219). Может быть действительно, капитализм, капиталистическая экономическая система исчерпала ресурсы. В работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» В.И.Ленин отмечал, что коренные противоречия капитализма – самые глубокие и непреодолимые в рамках этой системы, в конечном счете, приведут ее к гибели.

Так капитализм неизбежно подготавливает и порождает войны. Это тот существенный недостаток капиталистической системы, который может стать одной из причин ее гибели. За несколько сот лет своего существования капитализм так и не сумел устранить такие недостатки как преступность, наркомания, проституция, социальное неравенство. Все эти пороки говорят о том, что это больное общество и историческая гибель его неизбежна. «Капиталисты делят мир, - писал В.И.Ленин, - не по своей особой злобности, а потому, что достигнутая ступень концентрации (капитала – А.М.), заставляет становиться на этот путь для получения прибыли: при этом делят они его «по капиталу», «по силе» - иного способа дележа не может быть в системе товарного производства и капитализма. Сила же меняется в зависимости от политического и экономического развития»[205]. 2) Экономический раздел и постоянный передел мира союзниками капиталистов и связанными с ними международными политическими союзами могут в любой момент поставить мир на грань мирового конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – процесс обнаружения и возможное основание для разрешения противоречий в целях, отношениях и действиях людей. Понятие «конфликт» и «кризис» употребляются для анализа социальных явлений. Экономический кризис возникает при потере обществом способности к инновациям, способности к обновлению. Г.Гегель говорил: «Устойчивость системы в ее неустойчивости», в способности изменяться.

Любой социальный кризис (экономический, политический, экологический, демографический, продовольственный и др.) имеет два вектора своего развития: пространственный и временной. Это значит, что пространственно он может захватить все страны – стать глобальным. И, во-вторых, он может быть продолжительным, затяжным или непродолжительным. Во всех случаях кризис означает, что существующая система (политика, экономика, культура) достигает предела, дальше которого существовать не может, что исчерпаны все ресурсы и смысл существования.

Социальные кризисы имеют не только отрицательную, но и положительную сторону, они могут стать началом крупных преобразований в обществе, вплоть до социальной революции, после чего могут возникнуть такие структуры и отношения, которые были невозможны раньше.

Как известно, общество представляет собой сложную социальную систему, продукт социального творчества людей. Сущность любой общественной системы составляют общественные отношения. Общественный организм может нормально функционировать, если не нарушаются фундаментальные принципы и соответствия в связях и отношениях. В противном случае в обществе развиваются глубокие противоречия. Оно переживает кризис. Это значит, что оно не может жить по-старому, возникает объективная необходимость его изменения, перехода в новое качественное состояние. Смерть старого и рождение нового общества происходит в условиях острейшей борьбы противоположных социальных сил. Старое общество не выдерживает напряжения внутренних противоречий: происходит взрыв, перерыв постепенности, скачок, в результате которого рождается новое общество, с новой системой общественных отношений.

Кризис общества начинается с кризиса его основы – сферы производства, что находит выражение в конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Такой кризис ведет к кризису общества, препятствует его прогрессу, а в современных условиях угрожает самому существованию цивилизации.

Современная экономическая наука достаточно хорошо изучила экономические процессы капиталистического общества, способна предложить ряд научно обоснованных мер по стабилизации мировой экономической системы. В то же время, меры, принимаемые государственной властью с целью стабилизации экономической жизни малоэффективны. В своем выступлении на заседании Государственной Думы О.Г. Дмитриева дала нелицеприятную оценку отчету правительства по итогам реализации антикризисных мер: «Из стран «Двадцатки», из больших экономик в России самый большой спад производства по ВВП при самом высоком уровне инфляции». Совокупные расходы на преодоление кризиса составили 16 трлн. руб. или 40% от ВВП. У Китая 13%, а у США 20%, с учетом всех расходов федеральной резервной системы. По отчету Правительства РФ 85% ушло на поддержку финансовой системы, игру на фондовом рынке и спасение олигархов, на адресную поддержку крупных компаний. Эффективность в инвестиции в федеральные целевые программы составили 18%. Тем самым мы «Развратили еще больше собственников, мы стимулировали неэффективную экономику, социальное иждивенчество и социальный паразитизм крупных собственников»[206].

Государственно-монополистическое регулирование экономических и социальных процессов порождает новый комплекс противоречий, ведущих к обострению кризиса капитализма. Управление экономикой становится неэффективной. Политика вступает в противоречие с экономикой.

Ложь в политике, искусстве, религии, в культуре в целом, становится нормой. Все это является свидетельством духовного кризиса. Средства массовой информации развлекательными программами отвлекают внимание от острых противоречий и неразрешимых проблем современной экономической и политической жизни России и создают опасную иллюзию отсутствия экономических трудностей.

Современная философия разбивается на ряд философских направлений, пытающихся осмыслить сложную объективную реальность с различных мировоззренческих и методологических позиций. При всем их многообразии приходится признать, что достойной замены научной диалектико-материалистической системы философского знания нет. Обобщив данные общественно исторической практики и научного познания, философия марксизма открыла наиболее общие законы развития мира, в том числе законы развития человеческого общества. Связь ее с действительностью, с социальной практикой превращает ее в самосознание эпохи. Со времен Аристотеля она пытается решить проблему – как соотнести содержание высказываний о некотором сущем самим этим сущем, т.е. дать адекватное представление (понимание) сущего в системе философских категорий.

К.Маркс и Ф.Энгельс осуществили гениальный шаг вперед в истории революционной мысли прежде всего тем, что создали материалистическую диалектику и применили ее к переработке философии, политической экономии, истории, к обосновании политики и практики рабочего движения. Согласно Г.Гегелю, диалектика есть движущая сила всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть закономерности движущей силы их развития, научно предвидеть будущее.

Философия диалектического материализма установила, что всем вещам и процессам свойственно внутреннее противоречие, являющихся внутренней причиной саморазвития природных и общественных явлений. Противоречие не есть нечто неизменное неподвижное в явлении. Раз возникнув, те или иные противоречия развиваются, проходят определенные стадии, ступени. Явление не исчезает, не уступает место другим до тех пор, пока его противоречия не раскроются в полной мере. Только в процессе такого развития создаются предпосылки для скачка в новое качественное состояние. В этом процессе можно выделить два этапа: 1). Этап развития, развертывания противоречий, свойственных предмету и 2) этап, разрешения этих противоречий. В начале своего развития противоречие имеет характер различия, т.е. еще не развернувшегося противоречия. Затем различие углубляется, превращается в противоположность, стороны которого все меньше и меньше могут оставаться в рамках прежнего единства. Для назревшего противоречия характерно состояние борьбы противоположностей. К.Маркс в «Капитале» проанализировал оба этапа нарастания противоречий между трудом и капиталом, которые, по его мнению, должны завершиться и завершились социалистической революцией.

Если на первом этапе своего развития противоречие разрешается в рамках единства взаимосвязанных противоположностей, которые еще не накопили энергию разрушения существующего единства, то на этапе разрешения противоречий происходит снятие данного единства, его упразднение, что совпадает с коренным качественным изменением предмета. Термин «снятие» (нем. Aufhebung – отмена, упразднение) широко применяется в философии Г.Гегеля при истолковании закона отрицания отрицания.

Таким образом, в основании кризиса лежат внутренние существенные противоречия, которые, развиваясь, достигают стадии конфликта. На этом уровне противоположности, отношения между противоположностями находится в состоянии борьбы, а направлены на взаимоуничтожение. Субъективный фактор может остановить стихийное развитие событий погасить борющиеся силы, участвующие в конфликте, свести их до уровня борьбы противоположностей, и еще ниже – до уровня различия противоположностей.



204. Лапин Н.И. Тяжкие годы России, перемены истории, кризис, ценности, перспективы ВВ // Мир России. 1992. № 1. С. № 10-11.
205. В.И.Ленин. «Империализм, как высшая ступень капитализма». Полн. собр. соч., т. 27, с. 372-373.
206. О.Дмитриева. Мы выходим из кризиса еще более сырьевой страной //Труд – 7. 29.09.2009. с.7.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года