Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МИСЮКЕВИЧ А.Н.
К.психол.н., доцент кафедры социально-политических наук,
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Повышение качества самостоятельной работы студентов при освоении курса «Психолого-педагогические основы культуры специалиста»

Сложные преобразования, происходящие в российском обществе на современном этапе, определяют и новые условия, в которых придется работать молодому специалисту, выпускнику ВУЗа. Поэтому перед высшей школой и образованием в целом стоят сложные задачи подготовки специалиста квалификации высокого уровня.

В данном контексте изменяется отношение к студенту и к самому процессу получения образования. Данное отношение должно возникать как со стороны обучающегося, так и со стороны преподавателя. Когда человек понимает, что ответственность за свое образование, за качество знаний и за его результат несет он сам, меняется отношение к процессу обучения. Роль же преподавателя состоит в том, чтобы помочь студенту спроектировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Как показывает практика, ориентация процесса обучения на проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута требует многочисленных изменений не только в работе преподавателя, но и в образовательной среде, и в организации образовательного процесса.

При таком подходе акцент в инновационных процессах в высшем образовании должен быть связан с обновлением образовательных технологий, а именно с увеличением доли таких технологий, которые предполагают самостоятельную работу студентов.

Самостоятельную работу студентов можно рассматривать как организационную форму обучения, обеспечивающую управление деятельностью студентов по освоению, закреплению и углублению полученных знаний и навыков, а также формированию культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Но, к сожалению, многие студенты не имеют устойчивой мотивации к самостоятельной работе и сформированных навыков самостоятельного получения знаний.

Содержание самостоятельной работы определяется способом деятельности студентов во всех организационных формах занятий, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы, а также комплексом всех учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в ВУЗе: подготовить творческое сообщение по какой-либо проблеме, написать реферат, контрольную работу, тест и т.п.

Различные виды самостоятельной работы различаются по уровню: репродуктивный, познавательно-поисковый и творческий. Репродуктивная самостоятельная работа включает прочтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, заучивание, повторение учебного материала и др. Познавательная самостоятельная работа предполагает подготовку выступлений на семинарах, сообщений, докладов, написание контрольной работы и др. Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка выступлений на студенческих научно-практических конференциях, выполнение специальных творческих заданий относятся к творческой самостоятельной работе.

Все эти виды самостоятельной работы используются при освоении студентами курса «Психолого-педагогические основы культуры специалиста». Но для обеспечения нормального функционирования самостоятельной работы студентов, она должна быть конкретной по своей предметной направленности.

В данный курс можно включить обязательные и дополнительные задания, дающие возможность студентам повысить свою оценку.

Среди обязательных заданий выделяются аудиторные и внеаудиторные. К аудиторным можно отнести: защиту реферата, обсуждение и решение психолого-педагогических проблем, подготовка и участие в деловой игре по психолого-педагогической проблематике. Внеаудиторные: подготовка реферата, написание рецензии на реферат товарища, составление библиографии по самостоятельно выбранной психологической или педагогической теме. В качестве дополнительных заданий можно использовать: подготовку и защиту индивидуального проекта психолого-педагогического сопровождения специалиста, презентация проекта, написание и представление эссе.

Процесс самостоятельного овладения материалом должен сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой его результатов. В этих условиях особое значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности оценивания учебных достижений студентов. И здесь очень важно иметь систему разработанных критериев, дающих возможность каждому студенту максимально проявить себя на каждом этапе аттестации: текущей, промежуточной, итоговой.

Например, при проектировании деловой игры должно учитываться: содержание заданий, их соответствие целям игры; опора на теоретические знания в области психологии и педагогики; корректное проведение дискуссии; оригинальное решение игровых проблем.

Все критерии должны соответствовать различным уровням оценки.

Так при защите реферата необходимо учитывать разный уровень:
  • владения материалом: неуверенная, приблизительная ориентировка в материале или уверенное владение материалом, умение отобрать главное для изложения;
  • обоснованности проблематики: констатирующий («пересказывающий») бездоказательный стиль изложения или обоснованность актуальности темы, степени ее изученности, доказательный стиль изложения, разные аспекты раскрытия в науке;
  • четкости и логики изложения: доклад недостаточно структурирован или представлено четкое, логичное изложение (с опорой на схемы, таблицы и т.п.);
  • полноты раскрытия содержания: содержание не раскрыто или некоторые аспекты темы раскрыты не полностью, или содержание раскрыто полностью;
  • представление доклада: чтение текста доклада, изложение доклада с опорой на его текст, свободное представление доклада;
  • умение ответить на вопросы слушателей: отсутствие ответа на большинство вопросов, неточности в некоторых ответах или правильные полные ответы на все вопросы.
Разработанная система критериев позволяет проводить мониторинг самостоятельной работы студентов, который помогает эффективной организации, своевременной корректировке и помощи студентам в их учебной деятельности.

Тем не менее, традиционная система контроля и оценки качества учебных достижений студентов не способствует модернизации высшего образования. Альтернативой данному подходу может служить модульно-рейтинговая система оценивания, являющаяся основным компонентом новых образовательных технологий.

Дальнейшее изучение данной проблемы связано с разработкой балльно-рейтинговой системы контроля качества образовательного процесса, что позволит существенно повысить ответственность студентов за результаты обучения.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года