Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

РОНГИНСКАЯ Т.И.
доктор психол. наук, профессор,
Зеленогурский университет, Зелена Гура, Польша

Значение профилактики психического здоровья в оценке студентов Зеленогурского университета

Исследование индивидуальных психических ресурсов в сфере здоровья, проведенное среди студентов Зеленогурского университета, свидетельствует о недостаточном внимании к этой теме со стороны как самих респондентов, так и преподавательского состава. Полученные результаты указывают на высокую эмоциональную лабильность студентов, отчетливо выраженную склонность к переживанию ситуаций обучения в категориях фрустрации, высокого стресса и постоянной угрозы для дальнейшего функционирования в студенческой среде (Гайда, Ронгинская, 2001). Низкие показатели удовлетворенности собственными здоровьесберегающими действиями (Ронгинская, 2001, 2003) указывают на необходимость более тщательного анализа причин такого поведения, а, в первую очередь, изучения представлений и воображений студентов о роли и значении составляющей «здоровье» в ряду других человеческих ценностей.

Для исследования представлений студентов о содержании понятия «здоровье» был использован метод семантического дифференциала, заключающийся в составлении биполярного профиля анализируемого понятия (Osgood, 1953; Hofstatter, 1957). Основанием для этого метода является представление о роли когнитивных стратегий кодирования и оценки внешних стимулов, определяющих то, как отдельные лица воспринимают, классифицируют и оценивают объекты, понятия, явления либо ситуации внешнего мира. Когнитивная парадигма в исследовании личности наиболее отчетливо представлена в теории личностных конструктов Джорджа Келли, а ее корни уходят в классические исследования Вальтера Мишеля. В соответствии с этой парадигмой адаптация человека к условиям внешней среды обусловлена содержанием образа внешнего мира, созданным им самим, а инструментом для создания этого образа являются когнитивные (познавательные) процессы личности («Жизнь такова, какой делают ее наши мысли». Марк Аврелий). Именно поэтому исследование субъективной оценки таких понятий, как «здоровье» вписывается в общую стратегию изучения адаптивных способностей личности, а, следовательно, позволяет раскрыть ее здоровьесберегающий потенциал.

В качестве иллюстрации диагностической ценности метода биполярных профилей можно привести эксперимент Хофштеттера (Hofstat¬ter 1957), проведенный среди американских и немецких студентов. В качестве анализируемого понятия было выбрано "Одиночество", которое предлагалось описать с помощью различных пар понятий, таких, как: "маленький - большой", "сильный - слабый", "больной - здоровый", "пустой - полный", "высокий - низкий", "влажный - сухой", "близкий - далекий". Результаты эксперимента отчетливо показали различия между группами студентов в восприятии этого понятия, а, следовательно, и в его переживании. Для американцев одиночество носило выраженный негативный характер, в то время, как немецкие студенты связывали с ним способность к рефлексии, раскрытию потенциала собственного Я. Как известно, техника свободных ассоциаций, была уже ранее известна в психоанализе как средство для изучения глубины индивидуально-психологических переживаний, связанных с оцениваемым явлением или понятием.

Принимая во внимание то, что понятие здоровья является сильно эмоционально окрашенной категорией, использование метода биполярных профилей может стать основой для конструирования профилактических стратегий, направленных на сохранение здоровья. В наших исследованиях студентам двух старших курсов факультета экономии и управления (N=75) предлагалось оценить и описать категорию «здоровье» по 7-бальной шкале в соответствии с предложенными дихотомическими парами понятий: «маленький - большой», «слабый - сильный», «ясный - темный», «радостный - грустный», «пустой - полный», «тихий - громкий», «угловатый - гибкий», «влажный - сухой», «постоянный - переменный», «шероховатый - гладкий», «высокий - низкий», «глубокий - мелкий».

Анализ полученных результатов показал, что в сознании студентов понятие «здоровье» носит ярко выраженный позитивный характер. Обращает на себя внимание его энергетическая составляющая, выраженная в максимальных значениях следующих понятий: «сильный», «громкий», «высокий», «большой», «полный». Большинство респондентов оценила эти черты в соответствии с максимальным баллом. В остальных понятиях проявилась эстетическо-эмоциональная составляющая понятия «здоровье», где самые высокие оценки (7 баллов) были получены для черт «ясный», «радостный», «гибкий», «гладкий». Обращает на себя внимание максимальное значение полярной черты «постоянный» в дихотомической паре «постоянный – переменный», полученное в группе студентов. Связь содержания понятия здоровья с временным параметром, выраженным в значении «постоянный», дополнительно подчеркивает непреходящую ценность категории здоровья среди основных человеческих ценностей.

Дополнительно студентам было предложено описать здоровье и противоположное этому состояние - болезнь - с помощью произвольно выбранных характеристик, а в заключение - предложить методы, способы или техники, направленные на профилактику и усиление валеологических (связанных с сохранением здоровья) ресурсов. Состояние здоровья студенты связывают, прежде всего, с такими категориями как «хорошее настроение», «энергия», «оптимизм», «любовь», «энтузиазм», «сатисфакция», «жизненные цели», «высокие жизненные планки», «витальные силы». В противоположность этому, ситуация болезни выражалась широким спектром отрицательных и даже патологических переживаний: «пессимизм», «страх», «терпение», «бессилие», « апатия», «депрессия», «лень», «чувство бессилия», «отсутствие удовлетворенности жизнью», «боль, отчаяние».

Субъективное переживание и основанная на этом оценка значимости каждой анализируемой категории (в данном случае – пары «здоровье – болезнь») базируется на когнитивных схемах убеждений и категоризации понятий, которые создаются и контролируются самими индивидом. Так, например, в концепции рационально-эмотивной терапии Эллиса (Ellis, 1973, 1985) показано, что иррациональные убеждени¬я могут препятствовать самореализации личности и тем самым на¬рушать психическое здоровье. Поэтому исследование субъективного содержания понятий, связанных со здоровьем, а особенно с переживанием состояния болезни методом семантического дифференциала позволяет приблизиться к пониманию причин нарушенной адаптации индивида в ситуациях повышенных требований, к которым несомненно относится студенческая среда обучения.

Адекватное поведение в подобных ситуациях, называемое также совладающим поведением (в сответствии с концепцией Р. Лазаруса, где сoping-стратегия определяется в русскоязычной психологической литературе как совладающее поведение), определяется видом и способом переработки и интерпретации получаемой извне информации. В случае нарушения поведения выступает тенденция к неадекватной интер¬претации сигналов (например, как угрозы, опасности, неспособности к действию). Принимая дезадаптирующий характер, такая тенденция пре¬пятствуя преодолению трудностей. Она может быть вызвана действием стрессогенных факторов биологического (соматические заболевания, воздействие вредных субстанций) или психологического характера (длительное отсутствие социальной акцептации, трудные ситуации).

Основываясь на полученных результатах исследования субъективной оценки предложенных категорий, в заключение студентам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с причинами высокого стресса в студенческой среде, оценкой собственных возможностей его редукции, а также предложить действия, направленные на профилактику и поддержку психического здоровья.

Анализ полученных результатов показал, что большинство опрошенных студентов главную причину высокого студенческого стресса видят в недостаточной разработанности умений позитивной оценки собственных ресурсов. Преодоление стресса, по мнению студентов, должно основываться, прежде всего, на развитии, так называемого, позитивного мышления. Отвечая на вопрос о возможностях профилактики здоровья, студенты отмечали развитие способностей преодоления состояния депрессии, одиночества, тоски, апатии, которые связывались для них с состоянием болезни. Другим способом профилактики здоровья является, по мнению опрошенных, наличие социальной поддержки в студенческой среде. Среди множества стратегий профилактики стресса социальная поддержка занимает особое место, т.к. сильно снижает уровень переживаемых отрицательных эмоций благодаря положительному взаимодействию со средой деятельности. В критических ситуациях, например, в случае болезни, она становится сильной психологической, прежде всего, эмоциональной защитой, способствующей преодолению патологического влияния болезни на общее психическое состояние человека.

Обращает на себя внимание то, что большинство студентов указывало на то, что помочь сохранить здоровье может лучшее осмысление и понимание смысла ситуации деятельности. Этот результат соответствует ситуативному подходу в психологии здоровья. Именно ясное представление о смысле и значимости ситуации становится важным фактором, сберегающим здоровье (ср. концепцию когерентности Ан¬тоновского). По мнению одного из основоположников ситуативного подхода, У. Томаса, субъективное представление о ситуации, ее осознание и понимание определяет способность человека к преодолению ее требований («Если ситуация осознается как реальная, реальными становятся и пути выхода из нее»). В салютогенетической концепции Антоновского именно ситуация, ее реальная оценка и антиципация возможностей и качества собственного совладающего поведения (стратегий ее преодоления) занимает ведущее место в континууме «здоровье - болезнь».

Чувство когерентности со средой как механизм преодоления стресса, включенный в процесс его преодоления, влияет на фор-мирование положительных установок студентов по отношению к собственной деятельности, гарантирует рациональное использование своих возможностей и тем самым благоприятствует сохранению психического здоровья.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года