Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЧУДЕСОВА Г.П.
д.э.н., профессор
Санкт-Петербург, НОУ «Институт бизнеса и права»

Подготовка специалистов с инновационным мышлением

2010 год, на мой взгляд, чрезвычайно ответственный период. Он знаменует собой начало эпохи реформаторских процессов, когда формируются принципы и базовые основы высшей школы. В этом году мы должны думать и искать пути создания новых условий (методов, способов) для подготовки специалистов с инновационным подходом к решению проблем, которые в дальнейшем будут сами способны не только воспринимать новые технологии, но и развивать инновационное восприятие в новых поколениях.

Однако учебный процесс в высшей школе – это формализованный процесс. Он состоит из множества составляющих, но ни одна из них не включает в необходимом объеме развития фантазии, инновационного мышления.

Мы сталкиваемся с проблемой недостаточного развития у выпускников навыков аналитической работы. Несомненно, что способности к аналитической работе у студентов разные. Тем не менее, даже студентам с ярко выраженными способностями к анализу необходимы инструментарий, методики, тренинг.

Простым добавлением какого-то количества дисциплин к учебному процессу успеха здесь не добиться. Поскольку в вуз приходят выпускники школ из разных регионов, с разной подготовкой, нужно создать единую для всех студентов систему, обеспечивающую внедрение в учебный процесс творческого элемента. Изначально эти условия должны быть равными для всех. Со временем система позволит выявить наиболее творческих студентов, способных к свободному мышлению, к восприятию нового.

Этой задаче в полной мере соответствует только научно-исследо-вательская работа студента (НИРС). Она предусматривает сравнение данных, сопоставление суждений и мнений разных авторов, выработку собственного мнения относительно интересующей проблемы. Изначально присущие любому студенту способности к аналитике требуют развития. Это нелегкая работа для обеих сторон как для обучающих, так и для обучаемых. Преподаватель должен организовать обсуждение проблемы, определить одного или несколько лидеров в группе, создать условия для выработки студентами собственного мнения, повернуть дискуссию в нужное русло и т.д.

Не менее важно для студента показать свою работу, услышать мнение о ней ученых и своих сверстников не только в своем вузе, но и за его пределами. Сегодня для этого используются разные методы:

- публикации результатов НИРС в соответствующих сборниках;
- представление НИРС на конкурсы, где компетентные эксперты оценивают их работу;
- межвузовские конференции, на которых ребята выступают перед сверстниками со своими соображениями по разным вопросам, и другие методы.

Каждый метод имеет определенные недостатки. Так, представив НИРС на конкурс или опубликовав ее тезисы, студент не имеет обратной связи с экспертами, мнение которых очень важно для него, и не просто мнение, а профессиональный разбор работы.

Межвузовские конференции, где предполагается участие студентов из разных городов (стран), связаны с объективными трудностями - необходимостью выключить студентов (и преподавателя их сопровождающего) из учебного процесса практически на неделю; финансовыми затратами, опасениями, связанными с террористическими и др. проблемами при переезде в другой город, с трудностями поездки для здоровья и пр.

Все это навело меня на мысль об использовании двусторонней интернет-конференции, это часто называют телемостом, для развития студенческой науки. В настоящее время все большее распространение получают дистанционные зашиты дипломных проектов. Вы знаете, что традиционная защита студентов филиалов связана с поездкой комиссии в филиал. Создание конференц-связи исключает необходимость поездки. Комиссия заседает в головном вузе, а студенты из филиала ведут защиту в режиме прямой двусторонней связи.

Эту же практику можно распространить на семинары и конкурсы, в которых обязательно присутствие студента для представления им своей работы. В случае интернет-конференций не требуется присутствие, а личное представление работы остается.

Однако когда заходит речь об использовании телеконференций в учебном процессе в основном подразумевают дистанционное обучение или телеобучение, когда преподаватель – тьютор передает знания и навыки студентам не путем речевых инструкций, а вместо этого пользуются гибкостью учебного процесса, обучаясь по самоучителям и пособиям, выбирая удобное для себя место и время занятий. Студенты находятся в нескольких географически разделенных местах, общаясь друг с другом с помощью электронных средств. Отсюда различия между телеобучением и обучением "лицом к лицу", так как все нормы аудиторного преподавания должны быть переданы через аудио и графические компоненты с целью обеспечения гарантии эффективности телеобщения. При использовании данного метода студенты не видят друг друга. Они общаются только при помощи компьютерных средств.

Современный образовательный процесс подготовки специалистов складывается под влиянием многих факторов, что мотивирует преподавателей на использование различных методов в процессе обучения. Предлагаемый метод не нов. О нем говорится в основных направлениях ГОС второго поколения. Однако и в ГОСах, в основном, метод используется для предметного обучения, а не для развития студенческой науки, о чем мы говорим сегодня.

Internet, мультимедийные системы, интерактивное телевидение подготовили почву, сделали возможным использование альтернативных (дистанционных) форм получения образования. Они изменяют методы традиционного высшего образования. Компьютерные игры, моделирование ситуаций, телеконференции, интерактивный диалог, использование информационных баз данных активно внедряются в практику обучения в западных бизнес-школах.

Для овладения рыночными корпоративными технологиями необходим переход от пассивного к активному обучению, повышению сотрудничества ВУЗов с бизнесом и общественностью; улучшению международного сотрудничества в области образования.

Этому в значительной степени способствует проведение студенческих научных конференций как между вузами внутри страны, так и с зарубежными коллегами, где все участники могут общаться по принципу телемоста.

Выбирает ли студент специализацию маркетолога, или менеджера по продвижению товаров на рынок, или менеджера по связям с общественностью и др., или же карьеру в информационных системах – все они связаны с использованием информационных технологий управления, как наиболее перспективных в сегодняшней экономике. Это дает возможность студентам специализироваться в любой из отраслей индустриального сектора.

В связи с ростом открытости экономики России возрастает роль профессиональной компетенции специалиста и в международных вопросах деятельности той или иной фирмы. Всё большое значение имеет знание иностранных языков, понимание чужой культуры, особенностей ведения бизнеса в других странах. В освоении этого могут вложить свою лепту телеконференции. Организация телемостов позволяет наглядно показать практическое освоение теории.

Институты высшей школы, желающие повысить свой рейтинг, быть адекватными современной ситуации в образовании, используют интерактивные методы, метод кэйс-стади, инновационные способы решения проблем, работу над проектами, имитационные игры, информационные технологии (интерактивные аудио-визуальные игры, телеконференции), возможности мультикультурной среды. Возрастает роль студента как активного участника собственного обучения.

Методы обучения с помощью организации телеконференций используются в передовых бизнес-школах Европы и США. Они направлены на преодоление узкой специализации, на понимание бизнеса как целостности, а не набора отдельных функций. Телемосты формируют личностные качества будущих менеджеров, такие как лидерство, умение принимать решения, работать в команде.

Основные вопросы, с которыми сталкиваются при реализации этой идеи, включают техническое обеспечение. Это, разумеется, важно, без создания технических возможностей для проведения телеконференции просто не о чем говорить. Но при всем этом наиболее сложным процессом, вовлеченным в организацию телеконференции, остается человеческое общение.

Успешная работа телеконференции связана с созданием условий для эффективной обратной связи, благоприятного психологического климата для всех сторон участников, обеспечения активности студентов, улавливание реакции аудитории на реплики участников телемоста. В процессе телеконференции определенное время отводиться на дискуссии между студентами, инициированные самими студентами. Телеконференция гарантирует каждому студенту возможность высказаться, не смотря на временные технические ограничения, вести дискуссию в режиме реального времени в соответствии с дискуссионным трафиком. Преподаватели, ведущие телеконференцию, обеспечивают социо-эмоциональную поддержку участникам, чтобы студенты чувствовали себя комфортно и руководить дискуссией так, чтобы она доставляла им удовольствие.

Однако метод не получает должного распространения, в основном, из-за трудностей технического и финансового характера. Однако ряд вузов уже имеют необходимое оснащение. Они могут стать базой для развития телеконференций, которые расширят границы студенческого общения, и будут способствовать развитию студенческой науки.

Телеконференции постепенно получают всё большее распространение. Этому способствует то, что у студентов повышается ощущение «личной вовлеченности» в своё образование, что означает понимание результативности и важности для каждого из них вложения ими своего времени и усилий в процесс обучения.

Главное здесь появление и укрепление у студентов ответственности

- за понимание своей роли и как студента и как будущего специалиста, обеспечивающего и отвечающего за эффективность той или иной отрасли;
- за установление взаимодействия и сотрудничества между студентами разных вузов в процессе внеучебной деятельности;
- за создание продуктивной атмосферы и климата, способствующих продуктивному процессу обучения.

Расширение научного общения помогает вузам готовить творчески мыслящих личностей, способных к нестандартному инновационному мышлению, столь необходимому для успешного развития науки и производства страны в соответствии с Программой развития России до 2020 г., провозглашенной нашим Правительством.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года