Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ПИТТИ П. КАТРИН
К.э.н., секретарь компании «Трансатлантико «Панама»»
(Республика Панама)

Внешнеэкономические отношения Республики Панама с Россией

История двусторонних экономических - коммерческих отношений между Панамой и Россией началась с 1973 года, когда в стране были представлены российские товары, (легковые и грузовые автомобиля, часы, фотоаппараты, водка, пушнины, газетная бумага др.).

Россия имеет с Панамой торговое соглашение от 8 октября 1979 года, которым предусмотрено предоставление сторонами режима наибольшего благоприятствования «во всем, что касается внешней торговли». Имеется также соглашение от 9 марта 1995 года о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой РФ и Торгово-промышленной и сельскохозяйственной палатой Панамы. В августе 1999 года по предложению ГТК РФ на рассмотрение панамской стороны был передан проект соглашения о сотрудничестве между таможенными органами. В 2003г. было подписано Межправительственное соглашение о морском торговом судоходстве. Являясь страной «удобного» флага, Панама была заинтересована в подписании такого соглашения с целью сохранения привлекательности использования панамского флага судами мирового торгового флота, совершающими рейсы в российские порты, где они были вынуждены платить повышенные тарифы и сборы в отличие от судов под флагами стран, с которыми Россия имеет такие соглашения.

Соглашение о торговом судоходстве обеспечивает не дискриминационные условия для судов под национальными флагами обоих государств во время их пребывания в портах Российской Федерации и Республики Панама.

Республика Панама является членом Рабочей группы по присоединению России к ВТО, и с 2000 года с ней ведутся двусторонние переговоры об условиях доступа на российский рынок товаров и услуг.

В России торгово-экономические связи с Панамой традиционно рассматривались, прежде всего, с точки зрения возможностей использования географического положения этой страны в центре американского континента с ее крупнейшей в мире свободной торговой зоной «Колон», для развития экспорта в страны Латинской Америки в целом. Именно таким образом развивались российские торгово-экономические связи через Панаму и с Панамой с середины 70-х годов прошлого века, путем поставок в СТЗ Колон по дилерскому соглашению с одной из панамских фирм «МОИНСА» автомашин российских автозаводов и некоторых потребительских товаров (часов, оптики, тканей). Именно так работали и продолжают работать в Панаме крупнейшие транснациональные компании промышленно-развитых стран мира.

Начавшиеся в 1990 году в России преобразования структуры производства и форм собственности, либерализация торговли отрицательно действовали на развитие промышленного потенциала и экспортные возможности российских предприятий, что затронуло и завод ВАЗ, который в силу финансовых и других трудностей был вынужден сворачивать свой экспорт. Это привело к снижению объемов его торговых операций за рубежом, в том числе в Латинской Америке, в Панаме.

Следует отметить то, что ввиду существования различных методов статистического вычисления таможенных органов Панамы и России наблюдаются различия между данными относительно коммерческого обмена между этими двумя странами.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации в товарооборот с Панамой включает сделки с панамскими оффшорными фирмами, которые являются лишь посредниками. При этом в таких операциях товар пересекает таможенную границу Российской Федерации, как направляемый в Панаму или получаемый из Панамы, хотя, на самом деле, товар имеет своим пунктом назначения или происхождения другую страну. Так по данным ГТК России российский экспорт в Панаму в 1999-2001 гг. составил 232 млн. долл. США, а импорт 154 млн. долл.

На рисунке 1. представлены данные о статистике панамской таможни, которая отражает реальные объемы экспорта и импорта в российско-панамской торговле. Считается, что этими данными, должны были бы оперировать предприятия и государственные российские органы.



Российские инвестиции в Панаме представлены, в основном, в сфере транспорта и торговли: перевозка туристов на катерах и судах на воздушной подушке, перевозка грузов и пассажиров на морском пароме, торговля запчастями для автомобилей «ЛАДА», торговля морепродуктами, поставка медицинских приборов и ювелирных изделий. Представители панамских банковских и коммерческих структур к инвестициям в российскую экономику интереса не проявляют.

Итак, можно говорить что, развитие торгово-экономических отношений России с Панамой определяется целым рядом факторов. Панама располагается на перекрестке торговых путей из Атлантического в Тихий океан (через Панамский канал проходит порядка 7% всех товарных потоков в международной торговле и более 30% объема торговли на американском континенте). Панама является международным банковским центром (в стране действуют порядка 82 банков, главным образом – международных). Интерес для российских предпринимателей может представлять свободная зона Колон (вторая после Гонконга по объему операций), которая создает возможность использования российскими компаниями складских помещений, центров контроля качества и других услуг этой зоны для налаживания поставок товаров в соседние страны.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года