Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОЛОТИЛИН А.В.
К.ю.н.,
доцент НОУ ВПО «Институт бизнеса и права»

Развитие инновационных областей российской экономики как средство формирования нового посткризисного облика государства

Современная Россия, как и большинство других развитых государств мира, переживает нелегкий исторический период. Экономический кризис тяжело отразился на всех основных отраслях экономики нашей страны. Существенный спад производства, рост безработицы и инфляции, снижение уровня жизни населения – это лишь некоторые печальные итоги данного явления. Кризис внес свои коррективы в динамичное и целенаправленное развитие российской экономики, заставил государство сократить расходы и отложить реализацию многих высокотехнологичных проектов в самых различных областях жизнедеятельности.

Между тем, следует отметить, что усилия органов государственной власти по выводу экономики из кризиса уже начинают приносить первые результаты. Несмотря на продолжающиеся кризисные явления, наша экономика начинает осторожно демонстрировать некоторые позитивные сигналы, позволяющие рассчитывать на ее будущее восстановление и дальнейшее развитие. К примеру, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в России несколько последних месяцев наблюдается устойчивое сокращение роста безработных, а также рост потребительских ожиданий населения [50].

Данные обстоятельства дают повод задуматься над тем, какой будет российская экономика после кризиса. Ни для кого не секрет, что построение развитой и современной экономической системы государства в XXI веке невозможно без развития самых передовых, инновационных технологий во всех сферах жизнедеятельности государства. Россия, безусловно, представляет собой государство, которое обладает огромными природными ресурсами, но это, по нашему мнению, не означает, что мы должны строить все свои надежды на обеспеченное будущее, рассчитывая только на нефть и газ. Как верно отметил на II Международном форуме по нанотехнологиям Президент РФ Дмитрий Медведев, «посткризисная экономика должна базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они не были» [51].

Следует отметить, что наша страна уже сделала целый ряд шагов на пути к развитию инновационной экономики. В частности, в последние годы были проведены множество организационно – правовых мероприятий, направленных на создание основ современной российской экономики. Так, была учреждена Российская корпорация нанотехнологий, при Президенте РФ создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России [52], утверждена программа развития нанотехнологий в России до 2015 года. Президент России Дмитрий Медведев на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России сформулировал пять основных направлений развития российской инновационной экономики. По мысли нашего Президента, таковыми должны стать: « энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями (ГЛОНАСС и наземная инфраструктура); медицинские технологии; стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программное обеспечение» [53]. Развитие данных направлений должно сделать нашу экономику более конкурентно способной и эффективной.

Совершенствование экономики, бесспорно, потребует и развития законодательства России. Наша нормативно – правовая база должна стать более современной, соответствующей реалиям и вызовам нового мира. Так, 7 октября 2009 года на заседании совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства было отмечено, что внесение изменений и дополнений в Гражданский Кодекс РФ и другие нормативно – правовые акты обеспечит создание в России социально ориентированной современной рыночной экономики [54]. Значительная часть законопроектов, которые в настоящее время находятся в Государственной Думе России, направлены на совершенствование российского законодательства об экономической деятельности и дальнейшее развитие инновационных технологий [55].

Развитие инновационных областей российской экономики немыслимо без совершенствования систем образования и здравоохранения России. Только всесторонне развитая, образованная, физически и психически здоровая личность способна развивать новые, инновационные технологии. Необходимо также изменить правосознание граждан Российской Федерации, привить им уважение к Конституции и действующему законодательству страны. Без соблюдения последнего условия невозможно, в частности, бороться с коррупцией – одной из наиболее изощренных и застарелых бед России.

Коррупция, вне всякого сомнения, представляет собой одно из основных препятствий на пути экономического развития страны, что неоднократно отмечалось на всех уровнях государственной власти. Так, по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева в 2008 году был принят Национальный план противодействия коррупции, в рамках которого были изданы целый ряд нормативно – правовых актов в области противодействия коррупции [56]. Практическая реализация данных документов поможет снизить объемы коррупции в России, и, следовательно, в определенной степени устранить одно из главных препятствий на пути развития инновационной экономики в нашем государстве.

Следует остановиться и еще на одном аспекте формирования нового, инновационного облика нашего государства – развитии рынка интеллектуальной собственности и знаний в России. Инновационная экономика, как известно, основана, прежде всего, на знаниях и информации, а не на концентрации и распределении различных материальных ресурсов. В данной связи особую остроту приобретает проблема защиты интеллектуальной собственности и обеспечения безопасности информационных потоков. В определенной степени решить данную проблему помогло вступление с 1 января 2008 года в действие четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации [57], посвященной вопросам регулирования права интеллектуальной собственности.

В нашем выступлении мы затронули только некоторые аспекты формирования инновационной экономики в России. Для достижения данной цели еще многое предстоит сделать. В частности, необходимо будет усовершенствовать законодательство; создать производственную и технологическую базу для развития обрабатывающих отраслей экономики; обеспечить переход систем образования и здравоохранения на новый инновационный уровень; развивать информационное общество. Однако нам жизненно необходимо это сделать для того, чтобы посткризисная Россия смогла занять достойное место в международном сообществе и стать неотъемлемой частью современного цивилизованного мира, одним из его ведущих экономических, научных и технических центров.



50. www.gks.ru
51. www.kremlin.ru/news/5673
52. См. Положение о Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, утверждено Указом Президента РФ от 20 мая 2009 года № 579 // СПС Консультант Плюс
53. www.kremlin.ru/news/4507
54. www.kremlin.ru/news/5680
55. См., к примеру: Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 « О мерах по противодействию коррупции » // СПС Консультант Плюс; Федеральный Закон Российской Федерации от 25. 12.2008 № 273 – ФЗ « О противодействии коррупции » // СПС Консультант Плюс.
56. Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. № 52 (1ч.). Ст. 5496.
57. Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. № 52 (1ч.). Ст. 5496.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года