Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОШЕЛЕВА Т. Н.
К.э.н., доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства
Санкт-Петербургской Академии управления и экономики

Инновации и конкурентоспособность малых предприятий

Под воздействием процессов глобализации и внедрения новых технологий все меньшую роль в производстве товаров, работ, услуг играет экономия от масштаба производства. Вместе с этим все более возрастает значение малого бизнеса и его вклад в макроэкономическое развитие.

Существует много подходов к определению сущности «малого предприятия» и «малого бизнеса». В широком смысле «малый бизнес» представляет собой совокупность юридических и физических лиц (в лице частных предпринимателей), самую активную их часть, не входящих в монополистические структуры. В узком смысле «малый бизнес» представляет собой коммерческое частное предприятие, основанное на предпринимательской идее, обладающее достаточно высоким риском, критерии отнесения к которым определяется соответствующими законодательными актами.

В мировой практике существуют различные критерии и подходы к классификации и определению малых предприятий. К наиболее часто встречающимся критериям относятся: численность персонала предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов); вид деятельности предприятия. В РФ критерии отнесения предприятий к малым определяются Федеральным Законом РФ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], которым определяются данные критерии, среди которых можно назвать – ограничение доли участия Российской Федерации в уставном капитале малого предприятия 25%, средней численности работников – установленными данным ФЗ предельными значениями средней численности работников, и ограничениями размера выручки от реализации товаров для малых предприятий [1].

Потенциал малого предприятия, воспринимается однозначно как технический и технологический. Инновации при этом являются одним из основных факторов, которые позволяют получить конкурентные преимущества малым предприятиям. Инновации способствуют воплощению новых идей в конкретные технические и коммерческие достижения.

В мировой экономической литературе понятие «инновация» интерпретируется как использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества, превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях, т.е. конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. А основными характеристиками инновации являются: предмет инновации, степень новизны, глубина преобразований, масштаб преобразований, уровень разработанности, рыночный потенциал новшества, ожидаемая продолжительность внедрения, трудоемкость внедрения, объем финансовых затрат на внедрение, будущая прибыль от внедрения новшества и др.

Таким образом, инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые (внедрение новых или усовершенствованных продуктов [2, с.5]) или процессные инновации (внедрение в производство новой технологии), независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия.

Конкуренция является основным условием эффективной деятельности малых предприятий в рыночной экономике, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Но, в то же время, именно разработка и внедрение инноваций является основой для развития малых предприятий и основой их конкурентоспособности. Сегодня в условиях экономического спада и в будущем в условиях выхода из экономического кризиса, именно инновационное развитие малых предприятий даст необходимые стимулы для развития не только отдельных отраслей экономики, в числе которых немаловажную роль занимает сфера сервиса, но и всей экономики России в целом.

По мере превращения инновационного процесса в товарный продукт выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторские работы и организацию опытного производства, сбыт, а также организацию коммерческого производства. На этой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. При этом диффузия инновации рассматривается как процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам во времени ее потребителям (это и есть основное предназначение малых предприятий в сфере сервиса). Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях применения. При этом нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, являющиеся новыми для малого предприятия.

Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. И малые предприятия под угрозой вытеснения с рынка вынуждены внедрять одну из новых альтернативных технологий. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике.

Другая причина неопределенности также связана с новизной внедряемой технологии. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной, которая может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования нововведений. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Ожидание извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения условно временно и снижается с приближением предела его распространения.

Вместе с тем, трудно оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями инвесторов.

Огромный инновационный потенциал сосредоточен в сфере творческого труда, как сегменте, где зарождаются и реализуются в разработках самые передовые технические и технологические идеи. Деятельность по созданию и реализации инновационного потенциала (инновационная деятельность) включает в себя совокупность мероприятий по определению новых целей, задач, направлений развития в стратегической перспективе, которая, в свою очередь, состоит из различных аспектов формирования и реализации инноваций. Т.е. инновационный потенциал – это мера готовности экономической системы выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей или программ инновационных стратегических изменений [3, кн.1, с.252].

В целях повышения конкурентоспособности малого предпринимательства, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса, необходимо развивать систему технопарков и бизнес – инкубаторов, а также другие элементы инфраструктуры малого предпринимательства. Именно малое и среднее предпринимательство, занимающееся инновационной деятельностью, должно стать стимулом экономического роста для моногородов.

Важную роль в повышении конкурентоспособности малого предпринимательства как инструмента диверсификации экономики моногородов имеет переподготовка кадров. Для работников трудоспособного возраста, находящихся под угрозой увольнения, есть возможность осуществлять переобучение под новые проекты в малом и среднем предпринимательстве. Как отметил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2009» Станислав Наумов, экономика не всех монопрофильных муниципальных образований может быть диверсифицирована [4]. Максимальной кадровой потребностью большинства возможных инвестиционных проектов в моногородах является потребность в 250-500 работников [4]. И здесь основным работодателем могут стать малые и средние предприятия, которые могут стать эффективным инструментом диверсификации производственно-экономической структуры моногородов.

Для стимулирования развития малого предпринимательства и повышения его конкурентоспособности многие регионы также используют свои ресурсные возможности, к одному из которых можно отнести создание некоторыми регионами, в частности Ставропольским краем или Калининградским регионом, краевого ГУП «Гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», представляющего собой юридическое лицо, учредителем которого выступает правительство края, при содействии ГАУ «Фонд поддержки предпринимательства», а в Калининграде еще и Датско-Российской Программы содействия экономическому развитию Калининградской области.

В некоторых регионах, например, в Москве, некоторыми банками, например Юниаструм Банком, создаются специализированные Центры кредитования малого предпринимательства, которые выдают кредиты на длительные сроки до 10 лет [5]. Кредиты для малого предпринимательства, хоть и в небольших объёмах, становятся доступнее. А в условиях экономического кризиса – для малого предпринимательства получить кредит иным способом – очень проблематично. Самый главный итог этого процесса – начинает действовать новый механизм, облегчающий получение кредитов для малого предпринимательства.



Источники

1. Федеральный Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ
2. Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. СПб: ЦНИТ «Астерион», 2009.
3. Управление инновациями: В 3-х кн. Кн. 1-3. Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учеб. пособие/А.А. Харин, И.Л. Коленский, Н.Н. Пущенко и др.; Под ред. Ю.В. Шленова. — М.:Высш. шк., 2003.
4. Сайт Министерства промышленности и торговли РФ. http://www.minprom.gov.ru
5. Сайт «Кредит для бизнеса. Ру». http://www.creditforbusiness.ru

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года