Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ОГАНЕСЯН В. Г.
Аспирант,
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

К вопросу продвижения продукции малых инновационных предприятий на национальном и зарубежных рынках

В малых инновационных предприятиях после завершения этапа опытно-конструкторских работ начинается этап коммерциализации: выход на рынок либо с опытным образцом нового товара, либо с новой технологией.

Существует два возможных варианта коммерциализации [1, с. 35]:

1. передача прав на использование объекта промышленной собственности путем продажи лицензии другому субъекту;
2. самостоятельная раскрутка бизнеса, то есть организация сбыта готовой продукции.

Маркетинговые мероприятия по продвижению продукции (кроме личных продаж, рекламы и пропаганды), которые стимулируют совершение покупок и повышают эффективность продаж, включают так же выставки, демонстрации и различные единовременные акции, которые организуются с целью осуществления повседневных продаж; а также совокупность мероприятий, например, связанные с выводом продукции на рынок (оценка рынка, проведение сертификации продукции, получение различных разрешительных документов, поиск партнеров).

На рис. 1 приведено распределение средней доли продукции инновационных малых предприятий по рынкам, которое свидетельствует о большей ориентации развивающегося бизнеса на сбыт на региональных рынках, чем на продвижении продукции на международном рынке [2, c. 212].



Для выхода на зарубежный рынок, с одной стороны, необходимо обеспечение мировой конкурентоспособности, а, с другой, быстрое внедрение и высокую скорость обновления технологического уровня. В противном случае, все быстро устаревает, находится альтернативный конкурентоспособный вариант решения. Отечественные же разработки, в большинстве случаев, не соответствуют такому уровню.

Проблемами продвижения продукции инновационных малых предприятий являются [3, c. 101]:

1. несовпадение взглядов «продавца» и «покупателя» на допустимую цену сделки: завышенные представления инновационного предприятия относительно реальной стоимости его изобретения, обусловленные, в свою очередь, отсутствием опыта как в области трансфера технологий, так и реализации производственных проектов;

2. отсутствие у руководителей малых инновационных предприятий знаний в области маркетинга (проведению сертификации и лицензирования);

3. недостаток средств для участия в выставках и показах, конференциях, на проведение маркетинговых исследований, а так же проведения сертификации, лицензирования продукции или получения различных разрешительных документов;

4. низкая конкуренция из-за отсутствия мотивации у предпринимателей, предпочитающих заниматься сферами, гарантированно приносящими прибыль, в частности, торговлей, и как следствие – минимальная востребованность малого инновационного бизнеса;

5. отсутствие на высокотехнологичные проекты платежеспособного рынка внутри страны;

6. отсутствие эффективной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства на этапе выхода на рынок, то есть при переходе от опытно-конструкторских работ к производству.

Решить их можно посредством инфраструктуры поддержки продвижения продукции ориентированной на конкретные потребности инновационного малого предприятия:

1. обучение и оказание консультационных услуг с учетом особенностей продукции инновационных малых предприятий в области маркетинга, сертификации, лицензирования и получения другой разрешительной документации на инновационную продукцию, технологию;

2. планирование и организация регулярных выставок как на национальном рынке, так и за рубежом по сферам деятельности инновационных предприятий и оказание финансовой поддержки инновационным малых предприятий путем частичной или полной компенсации участия в отраслевых выставках.

3. взаимовыгодное сотрудничество по вопросам продвижения продукции малого предприятия с внешними элементами поддержки инновационной деятельности – технопарками, венчурными фондами, выставочными компаниями, рекламными агентствами и прочее;

4. совершенствование системы финансирования высокотехнологических проектов за счет средств ведомственных фондов НИОКР или посредством субвенций/субсидий Правительства, что позволит сократить себестоимость единицы образца оборудования без выхода на серийное производство, что в свою очередь создаст дополнительный спрос на внутреннем рынке.

Обучение и оказание консультационных услуг по продвижению необходимо осуществлять с полной или частичной оплатой, с привлечением:

• руководителей успешно работающих малых инновационных предприятий;

• представителей консультационных и тренинговых компаний, рекламных агентств;

• работников торговых представительств, посольств, стран, на чьи рынки предполагается продвижение продукции.

Основными направлениями обучения и оказания консультационных услуг должны быть:

• техника ведения деловых переговоров;

• особенности ведения внешней торговли;

• особенности ценообразования, каналы продвижения продукции в той или иной стране (регионе);

• методы и инструменты проведения маркетинговых исследований.

Оказание содействия по сертификации, лицензированию и получению другой разрешительной документации на инновационную продукцию необходимо проводить в форме:

• полной или частичной компенсации затрат на проведение сертификации, лицензирования;

• информационного содействия по вопросам проведения сертификации, лицензирования.

Стимулировать спрос на продукцию малых инновационных предприятий можно через систему государственных закупок и контрактов, а также с помощью протекционизма и продвижения продукции на внутренних и зарубежных рынках.

Проблему финансирования инновационного малого предпринимательства можно решить с помощью, как выше было отмечено, ведомственных фондов НИОКР, но тогда встает вопрос о финансировании НИОКР. В отечественной практике НИОКР финансируется на 70% средствами бюджета, а, например, в США правительство финансирует только 28% НИОКР, в Германии - 31%, в Японии – около 20% [5, c. 29]. Таким образом, необходимо снижать долю правительственного финансирования и повышать долю финансирования НИОКР за счет средств частного сектора.

Осуществлением прямых инвестиций в малые инновационные предприятия занимаются далеко не все типы инвесторов. В частности, венчурные фонды, «бизнес-ангелы» и государственные организации и фонды, занимающиеся финансированием инновационных проектов малых предприятий должны обладать готовностью к риску, в ряде случаев – специфическими знаниями в отрасли, в которой осуществляются инвестиции, а также опытом в продвижении инновационной продукции.

Среди относительно обширной группы развитых стран особо выделяются по уровню развития научно-технического потенциала два экономически сильных государства: США, Япония; а также некоторые страны Европейского Союза, в которой особенно выделяются Германия, Великобритания и Франция. Именно эти страны из группы развитых стран являются наиболее благоприятными для проведения в них презентаций продукции отечественных малых предприятий инновационного сектора, так как они затрачивают наибольшие суммы на развития собственного инновационного сектора, а также финансируют перспективные проекты из других стран. К этим странам можно также добавить Индию и Китай, так как в этих странах отмечается бурный экономический рост, значительную долю в котором играют передовые технологии, и Россия имеет с этими станами довольно тесное сотрудничество, так что продукция малых инновационных предприятий может быть востребована на рынках данных стран. Далее необходимо с помощью показателей, характеризующих основные направления развития и отраслевую структуру затрат в инновационном секторе внутри страны (как правительственные затраты, так и затраты частных компаний) и характеризующих потребности страны в импорте продукции инновационного сектора, проанализировать состояние рынка инновационной продукции выбранных стран. Это позволит выделить отрасли, инновационные разработки в которых наиболее востребованы на рынке данной страны.

Следует так же обратить внимание на процесс отбора инновационных малых предприятий для поддержки продвижения продукции. Его следует проводить с учетом:

1. комплексного анализа инновационного проекта и предприятия, который позволит снизить риск вложения средств;

2. прозрачности и простоты процедуру принятия решения для оказания поддержки продвижения продукции для предприятий, которые обладают образцами инновационной продукции;

3. инновационной способности организации, то есть характеристик инновации и возможности ее воплощения в продукт/услугу/технологию относительно современного развития науки и техники: даже при наличии опытных образцов нельзя быть уверенным, что предприятие способно его производить (например, опытный образец мог быть сделан еще во времена СССР и сейчас выдаваться как инновация предприятием, не способным его производить в соответствии с требованиями рынка) [5, c. 96];

4. принадлежности прав на интеллектуальную собственность, не подвергая их анализу;

5. конкурентных преимуществ, какими предприятие наделяет создаваемый продукт/услугу/технологию относительно существующих аналогов, прототипов;

6. приоритетов руководителей инновационного малого предприятия, желающих получить поддержку.

При наличии опытного образца продукции (не реализуемого на рынке, например, как результата опытно-конструкторских работ) поддержка в продвижении может осуществляться в следующих формах:

• льготное участие в выставках, конференциях;
• информационная поддержка и компенсация расходов на прохождение сертификации и лицензирования;
• компенсация расходов на обучение и консультационные услуги.

В случае если у предприятия нет, как минимум, опытных образцов продукции, поддержку можно проводить виде:

• информационной поддержки по сертификации и лицензированию;
• обучения и оказания консультационных услуг.

Для получения доступа к другим формам поддержки продвижения продукции малых инновационных предприятий необходимо привлечь внешние источники финансирования и создать, как минимум, опытный образец.

Отбор должен обеспечить эффективное использование бюджетных средств и максимально полное использование процедуры отбора предприятий для поддержки привлечения внешних источников финансирования – т.е. быть составной частью системы поддержки инновационных малых и средних предприятий.



Источники

1. Инновационные процессы в малом предпринимательстве. – Ресурсный центр малого предпринимательства. – М., 1999.
2. Литвак Е.Г. Исследование состояния зарубежных финансовых и товарных рынков: возможности и потребности малого инновационного предпринимательства. М.: НИСИПП, 2005.
3. Козлов А., Быстров В., Карасев Д, Малков И. Руководство для ведения инновационного бизнеса. СПб.: РУБИКОН, 2004.
4. National Science Board. Science and Engineering Indicators 2008. Volume I. (Arlington, VA: National Science Foundation, 2008).
5. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка /2002-2005/. Ресурсный центр малого предпринимательства. – М., 2006.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года