Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

CУЛТАНИ А.Н.
Аспирантка кафедры организации и управления,
Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет)

Формирование эффективного инвестиционного механизма освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения

В настоящее время экономики всех государств столкнулись с проблемами, вызванными мировым экономическим спадом. Особенно острый резонанс возник в экспортоориентированных странах, основную часть бюджета которых составляли поступления от продажи углеводородных ресурсов.

Резкий спад объемов промышленного производства во всем мире повлек за собой снижение спроса на топливно-энергетические ресурсы, что непосредственно отразилось на их цене на мировых энергетических рынках.

Данная проблема является актуальной и для экономики Российской Федерации. Не имея прежнего объема сверхдоходов от реализации углеводородов, российские нефтегазовые компании лишились прежних возможностей осуществления крупных инновационных проектов, проектов по расширению и модернизации мощностей, а также по освоению новых месторождений.

Речь идет, в том числе, и о крупнейшем инновационном проекте по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ).

Уникальное по объемам запасов, одно из крупнейших в мире, Штокмановское ГКМ находится в Баренцевом море, на расстоянии более 500 км от берега. Его площадь составляет около 1400 км2, а глубина моря в месте его дислокации превышает отметку в 300 м.

Запасы по категории А+В+С1 составляют около 3 трлн. м3, по категории С2 – более 700 млрд. м3.

Месторождение находится в субмаринной криолитной зоне, что характеризуется отрицательными температурами придонных слоев воды, а также глубоким промерзанием в течение геологического периода.

В инженерно-геологическом отношении Штокман является сверхтяжелым для разработки, и требует специальных условий при освоении: строительство ледостойких стационарных платформ на арктическом шельфе, прокладка и эксплуатация трубопроводов и других сооружений [4].

Если учесть, что проект освоения ШГКМ предусматривает также строительство завода по сжижению природного газа (СПГ), то начальные инвестиции оцениваются в миллионнах долларов.

Лицензия на поиск, геологическое изучение и разработку ШГКМ принадлежит ООО «Севморнефтегаз», 100% дочерней компании ОАО «Газпром». Безусловно, реализация такого крупномасштабного проекта не возможна только за счет средств государственной компании. С учетом отсутствия у российских компаний опыта разработки месторождений Арктики, возникает необходимость привлечения иностранных партнеров, имеющих необходимый опыт, технологии и инвестиции.

Иностранные инвесторы проявляют большой интерес к разработке Штокмановского ГКМ.

Катализатором интереса иностранных компаний к российскому шельфу являются существенное исчерпание ресурсного потенциала Северного моря, огромный накопленный технологический потенциал в области морской добычи и наличие необходимых финансовых средств [2].

Таким образом, возникает необходимость создания эффективной схемы взаимодействия участников проекта, учитывающей интересы всех вовлеченных групп (государство, регион, российские компании, иностранные инвесторы).

Уже на протяжении многих лет ведутся споры о возможных вариантах построения такого механизма.

В конце 90-х годов при отсутствии достаточного объема собственных инвестиций и при политической нестабильности Российской Федерации на мировой арене, была озвучена идея по разработке Штокмановского ГКМ на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП).

Соглашение о разделе продукции является договоренностью, заключенной между зарубежной нефтяной компанией (Контрактор) и государственным предприятием (Государственная сторона), уполномочивающей Контрактора провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области (Контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.

По условиям СРП, продукция делится между правительством и инвестором после выделения части полученной продукции на покрытие капиталовложений [3].

В 2000 г. Штокман был включен в перечень месторождений, которые могут разрабатываться на таких условиях.

Однако с усилением политического влияния и укреплением национальной экономики вектор приоритетов в разработке месторождения был смещен именно на российских участников, а иностранные компании стали рассматриваться в качестве подрядчиков для выполнения определенных объемов работ.

Подтверждением тому могут служить поправки, внесенные Федеральными законами от 29.04.2008 г. № 58 ФЗ и от 20 июля 2009 г. № 120 ФЗ в Закон Российской Федерации «О недрах» и ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», которые существенно трансформировали систему лицензирования недропользования.

Поправками были установлены критерии отнесения участков недр к участкам недр федерального значения. К ним относятся, в том числе участки внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ.

Данными изменениями введены ограничения доступа юридических лиц с участием иностранных инвесторов или иностранным инвесторам к пользованию участками недр федерального значения. Применительно к участкам недр, расположенным на континентальном шельфе РФ, устанавливаются более жесткие требования к потенциальным недропользователям. Центр принятия решений о предоставлении права пользования недрами перемещен с федерального органа исполнительной власти (Роснедра) на Правительство РФ.

Федеральным законом установлен запрет на переход права пользования участками недр федерального значения к созданному в соответствии с российским законодательством юридическому лицу с участием иностранного инвестора (кроме исключительных случаев).

Таким образом, к современным тенденциям развития законодательства в области освоения углеводородных месторождений можно отнести:

- существенное ограничение иностранного участия в деятельности, связанной с пользованием недрами;
- отнесение на уровень Правительства РФ принятия основных решений о пользовании участками недр федерального значения;
- установление особого режима предоставления и пользования участками недр континентального шельфа РФ [1].

Безусловно, данные изменения снизили привлекательность проектов освоения арктических месторождений для иностранных инвесторов. Помимо высокого уровня экономически рисковых составляющих (техногенных аварий и экологических ущербов), снижающих показатели инвестиционной эффективности, к ним добавились также и политические, когда со стороны Российской Федерации в одностороннем порядке могут быть приняты новые поправки в Закон РФ «О недрах» и «О континентальном шельфе РФ».

По мнению некоторых ученых, акцент в завоевании приоритетов государства в зоне арктического шельфа должен смещаться на внешнеполитическую арену, поскольку попытки решения этого вопроса экономическими средствами могут оказаться разорительными.

Необходимо снизить планку экономических критериев эффективности морских проектов для инвестора. Очевидно, что повышенные эксплуатационные расходы, огромные капитальные затраты плюс высокие показатели доходов по инвестициям (включая и повышенные надбавки за риск), закладываемые в нынешние проекты, предельно снижают доходы государства от реализации его природных богатств [2].

Поэтому важной задачей при реализации данной стратегии является разработка оптимальных экономических условий, при которых потенциальным инвесторам гарантирована отдача по вложенным средствам, и в то же время освоение природных ресурсов вносит вклад в повышение внутреннего национального продукта, стимулируя инновационное развитие целого региона.

В качестве оптимальной организационной формы реализации проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения могут быть рассмотрены консорционные отношения.

На сегодняшний день деятельность консорциумов российским законодательством не регламентирована, и единого определения данного понятия не существует. Одним из наиболее точных является следующее: консорциум – форма договорного объединения юридических лиц, обязующихся совместно действовать без образования юридического лица в целях увеличения конкурентоспособности производимых ими продуктов, услуг или работ.

Несмотря на отсутствие законодательного урегулирования консорционных отношений, практика показывает, что при реализации технически сложных и экономически объемных проектов, к которым можно отнести объекты по добыче и транспортировке углеводородов, заказчику предпочтительнее привлекать подрядчиков в консорциум, что придаст проекту большую устойчивость от воздействия организационных, технических и экономических рисков и факторов, негативно влияющих на экономику и сроки реализации проекта [5].

Проект освоения Штокмановского ГКМ может быть построен по следующей схеме: государственная компания-владелец лицензии на право разработки месторождения (ОАО «Газпром») входит в консорционные отношения с российскими государственными и частными компаниями, производящими определенные этапы работ (НИР, ГРР, строительство объектов инфраструктуры, строительство необходимых транспортных мощностей и пр.), а также с иностранными компаниями, желающими участвовать в проекте (путем вложения инвестиций, технологий, применения аккумулированного опыта в освоении арктических месторождений). Так как более 50 % акций компании-лицензиата принадлежат государству, то при решении тех или иных вопросов реализации проекта будут учитываться, прежде всего, национальные интересы (развитие региона, создание рабочих мест, наполнение бюджета отчислениями от реализации конечного продукта и т.д.)

В то же время, для других участников проекта вхождение в консорционные отношения с государственной компанией является гарантом выполнения взятых обязательств и возврата вложенных средств, что послужит дополнительным стимулом при выполнении этапов работ.

Безусловно, такая схема может быть эффективной только при условии соблюдения российского законодательства, с учетом внесения в него необходимых поправок, гарантирующих ответственность по обязательствам всех участников консорциума.



Источники

1. Василевская Д.В. О последних тенденциях развития российского законодательства о недрах // Нефть, Газ и Право. 2009. № 2, с. 23-26
2. Григорьев Г.А., Прищепа О.М. Проблемы освоения углеводородного потенциала суши и акваторий Северо-Запада России» // Интервал. 2006. № 9, с.47-57
3. Ильинский А.А. Нефтегазовый комплекс северо-запада России: стратегический анализ и концепции развития / Ильинский А.А., Мнацаканян О.С., Череповицын А.Е. СПб: Наука, 2006. 470 с.
4. Кульпин Л.Г. Особенности освоения арктических морских месторождений в условиях гидратонасыщенной субмариной криолитозоны // Нефтяное хозяйство. 2004. № 9. с. 76-79
5. Сибирев В.А. Консорциум как организационная форма подрядчика // Нефть, Газ и Право. 2009, № 2, с.41-43

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года