Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БИГЛЕР С.А.
Доцент,
Череповецкий филиал НОУ ВПО «Институт бизнеса и права»

Исследование перспектив использования аутсорсинга для российских компаний в современных условиях хозяйствования

Одним из основных направлений стратегии любого отдельно взятого предприятия становится концентрация на приоритетных видах бизнеса и операциях. Это способствует рациональному распределению ресурсов предприятия между теми видами бизнеса, которые являются конкурентоспособными, и в которых у предприятия есть определенные преимущества. Такой подход в западной практике называется определением «ключевой компетенции». В связи с этим все большее распространение в мировой практике приобретает аутсорсинг.

Аутсорсинг – это одна из форм взаимодействия между двумя организациями, которая определяется договором подряда, при которой специалисты одной компании (работающие на постоянной основе, или специально нанимаемые) осуществляют выполнение обязанностей другой компании.

Формально аутсорсинг - это непосредственная передача второстепенных бизнес-процессов предприятия сторонней организации (аутсорсеру). В большинстве случаев передаваемые бизнес-процессы являются узконаправленной специализацией аутсорсера. Это организационное решение, которое заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Аутсорсинг решает известную проблему предпринимателя: покупать или делать самому все, что требуется в бизнесе.

По сути аутсорсинг - это привлечение внешних источников с целью решения внутренних задач организации. Аутсорсинг также можно охарактеризовать как способ оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям. Он позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций предприятий в области информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспечения персоналом и даже производства. Аутсорсинг помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков.

Институт аутсорсинга в своих исследованиях включает IT- аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов и производственный аутсорсинг.

IT-аутсорсинг – вид услуг, подразумевающий передачу заказчиком своих текущих функций по поддержке информационных систем в специализированную информационную компанию.

Аутсорсинг бизнес-процессов заключается в передаче специализированной организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, например маркетинг, реклама, логистика.

Производственный аутсорсинг – элемент стратегии компании, при котором эта компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней фирме. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга.

Можно условно разделить аутсорсинг на два вида:

- аутсорсинг заготовок и комплектующих;
-аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции (уборка производственных помещений, внутризаводская логистика, ремонт основных средств).

Чтобы как можно успешнее справиться с трудностями, с которыми придется столкнуться при внедрении аутсорсинга, компания должна четко прояснить поставленные цели и определить функции, которые имеет смысл передавать на аутсорсинг.

Отсюда можно сформулировать цели, которые ставит перед собой компания- производитель, решая проблему «покупать или производить»:

- повышение качества товаров или услуг при постоянных издержках;
- снижение цен на предоставляемые услуги или реализуемую продукцию при сохранении текущего уровня качества за счет снижения издержек производства;
- увеличение экономической устойчивости предприятия за счет минимизации издержек при сохранении текущего уровня качества продукции и (или) услуг.

В среде российских менеджеров существует распространенное мнение, что на аутсорсинг следует передавать лишь второстепенные, периферийные функции, некритичные для конкурентоспособности компании. Основная же деятельность, дающая долгосрочное конкурентное преимущество, должна быть жестко контролируема и тщательно защищена. Компания должна оставлять в своей компетенции гибкие, долгосрочные сферы деятельности, которые дают возможность к адаптации и эволюции, те, в которых компания доминирует, а также элементы, важные для взаимодействия с постоянными потребителями в долгосрочном периоде.

Однако в ситуации, когда фирма существенно отстала от своих конкурентов, необходим аутсорсинг основных функций. Можно передать часть основной деятельности, чтобы приобрести необходимые знания. Кроме того, может оказаться, что для выхода на только что возникшие и быстро развивающиеся рынки компания не обладает достаточным запасом ресурсов и необходимыми технологическими возможностями, тогда возможно взаимодействие с фирмами, работающими на том же рынке и рассматривающимися до этого как конкуренты.

При выборе аутсорсера необходимо тщательно рассмотреть характеристики потенциальных партнёров, наиболее полно дающие представления об их возможностях. Для этого нужно изучить результаты предыдущих аутсорсинговых взаимоотношений потенциального аутсорсера с клиентами и оценить понимание им требований клиентов. Привлекаемый аутсорсер должен иметь долгосрочное глобальное видение, чтобы своевременно отслеживать появление новых технологий и вовремя изменяться, подстраиваться под запросы клиента. С самого начала следует иметь представление о технологических возможностях аутсорсера, уровне квалификации персонала, инновационном потенциале, знать, насколько готов аутсорсер к поддержанию постоянных рабочих взаимоотношений, и какое значение имеет для него коммуникабельность в отношениях с клиентами. Также необходимо знать условия, на которых аутсорсер готов вступить во взаимодействие: какова цена, уровень предоставляемых услуг, разделение собственности и контроля. Следует убедиться в финансовой стабильности компании - аутсорсера и понять, сможет ли она остаться на рынке в течение всего времени действия контракта.

При заключении с аутсорсерами контракта необходимо позаботиться, чтобы он максимально снижал риски аутсорсинга. Никогда не следует полностью доверяться аутсорсеру и полагаться исключительно на его ресурсы. От аутсорсинга лучше отказаться, если:

- отсутствуют надежные поставщики;
- возможный поставщик- монополист, и существует реальная угроза того, что он воспользуется своим положением для повышения расценок, снижения качества обслуживания и т.п.;
- качество услуг, предоставляемым поставщиком, опускается ниже требуемого уровня.

В этом случае затраты на аутсорсинг увеличиваются настолько, что решить проблему своими силами оказывается дешевле.

В целом аутсорсинг позволяет руководителям не отвлекаться на управление обслуживающими функциями и уделять больше внимания основному бизнесу компании, решить проблемы с привлечением, обучением и удержанием квалифицированного персонала, а также с непрерывностью бизнес-процессов. Компании не нужно беспокоиться о сокращении численности своих сотрудников при изменении ситуации на рынке, перепрофилировании деятельности, уменьшении объёмов производства. Она может избежать расходов на инвестиции в оборудование и программное обеспечение, необходимое для поддержки передаваемых бизнес-процессов и их последующую техническую поддержку, сократить расходы на содержание офиса и аппарата управления.

В мире практика аутсорсинга используется очень широко. Журнал «Fortune» утверждает, что как минимум 90% современных предприятий пользуются аутсорсингом для реализации хотя бы одного бизнес-процесса [1].

В России аутсорсинг пока ещё не получил такого мощного развития, как в остальном мире. Компании, которые предоставляют аутсорсинговые услуги, как правило, ещё не выстроили этот бизнес в отдельное направление. Но, тем не менее, наблюдается тенденция увеличения спроса на аутсорсинг. Постепенно к менеджменту российских предприятий приходит понимание того, что аутсорсинг является эффективным способом снижения издержек, доступа к новейшим технологиям и возможности сконцентрироваться на ведении своей основной деятельности.

Потенциальными клиентами аутсорсинговых фирм видятся малые предприятия, ограниченные в ресурсах; крупные компании и банки, которые имеют возможность проведения конкурса с целью отбора наиболее подходящих исполнителей; представительства зарубежных компаний и совместных предприятий, у которых есть опыт использования аутсорсинга, а также государственные организации, заинтересованные в привлечении квалифицированных специалистов.

Широкому использованию аутсорсинга мешают различные факторы. Так, в России пока нет аутсорсинговых компаний, уровень которых удовлетворял бы высоким запросам таких клиентов, как зарубежные компании и банки, а переходу на аутсорсинг в государственных учреждениях зачастую мешает инертность мышления их руководства. Использование аутсорсинга информационных технологий крупными российскими компаниями и банками затруднено вследствие наличия у них собственного штата специалистов по автоматизации и из-за сложности перехода к новому для них типу управления информационными технологиями, поэтому безболезненно IT- аутсорсинг может быть осуществлен только во вновь создаваемых банками филиалах [2].

Кроме того, российские компании опасаются доверять информацию посторонним, боятся потерять контроль над ситуацией. Такое недоверие к аутсорсингу усугубляется неразвитостью рынка и слабой законодательной базой. Компаниям сложно найти партнеров, в которых можно быть уверенными, а несовершенство законов не всегда гарантирует выполнение условий соглашения, причем уклонению от их выполнения также способствует и низкая степень добросовестности соблюдения договорных обязательств в России. В нашей стране есть ещё одна особенность ведения бизнеса: многие руководители компаний путают конфиденциальность информации с открытостью, так как зачастую бухгалтерский учет носит полулегальный характер.

При аутсорсинге вспомогательных производственных функций можно столкнуться с проблемами монополизма, особенно за пределами европейской части территории России. Неразвитость рынка приводит к завышению стоимости выполнения заказа даже при проведении конкурсов, а также к возможности безнаказанного уклонения от качественного исполнения работы, особенно при несовершенстве условий контракта.

Руководители многих предприятий пытаются решить стоящие проблемы путем выделения вспомогательных подразделений в дочерние предприятия. Несмотря на повышение заинтересованности руководителей подразделений, при таком развитии событий финансовые выгоды будут невелики, поскольку предприятия холдинга все равно будут делать заказы друг для друга вместо поиска сторонних партнеров, способных обеспечить нужды предприятий по более низкой цене и более качественно. Опыт развитых стран показывает, что при такой стратегии или компания действительно переходит на аутсорсинг, или снижается эффективность её работы в целом.

Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря которым использование аутсорсинга особенно перспективно. Российским компаниям - производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга. Таким образом, аутсорсинг является одной из наиболее современных и успешных бизнес- моделей, позволяющих добиваться реальных конкурентных преимуществ.

Сегодня, в период экономического кризиса, аутсорсинг особенно актуален для российских компаний, потому что их руководству необходимо сконцентрироваться на развитии бизнеса и поиске новых решений, рынков, продуктов, при этом доверив рутинные с его точки зрения операции профессионалам в соответствующей области.



Источники

1. Логистика: учеб. пособие/ Б.А.Аникин (и др.); под ред. Б.А.Аникина, Т.А.Родкиной – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 408с.
2. Савостьянов, М. Аутсорсинг – особенности и преимущества / М. Савостьянов. – Газета. - № 70 от 18.04.07. – С. 17

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года