Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ВАСИЛЬЕВ Ю.Н.
К.э.н., ассистент,
Санкт-Петербургский государственный горный институт (ТУ) им. Г.В. Плеханова

Факторы, определяющие динамику цены предмета аукциона на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Открытый аукцион на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – аукцион) проводится путем подачи предложений участниками аукциона о снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Одной из особенностей процедуры данного аукциона является обязательность изменения «шага» аукциона. В соответствии с нормативно установленными правилами такое изменение происходит неоднократно: «шаг» уменьшается в процессе аукциона с 5% до 0,5% начальной цены. При этом величина его изменения установлена в размере 0,5% от начальной цены, т.е. «шаг» аукциона меняется в процессе аукциона 9 раз и принимает 10 различных значений. Следовательно, процедура закупочного аукциона состоит из 10-ти этапов, т.е. временных периодов, в продолжение каждого из которых размер «шага» аукциона не меняется. На каждом этапе аукциона цена может неоднократно снизиться, каждый раз на одну и ту же величину.

Вышесказанное означает, что формирование цены на товары, работы, услуги на аукционе происходит более сложным образом, чем в процессе проведения других процедур закупок, в частности, конкурсных торгов. При проведении конкурсных торгов значение цены предлагаемой продукции, работ, услуг определяется участником торгов самостоятельно, с учетом величины собственных издержек, желаемой доли прибыли и прочих экономических факторов, как правило, без учета информации о предложениях других участников. Формирование цены на аукционе происходит под влиянием как экономических факторов, так и ряда субъективных факторов, наличие которых обусловлено особенностями процедуры аукциона. В числе факторов, влияющих на формирование цены на аукционе, можно назвать следующие:

• величина издержек предприятия;
• величина целевой прибыли, которую участник желает получить в результате исполнения контракта;
• важность получения заказа (получение данного заказа может быть жизненно важно для организации, особенно во время кризиса);
• личные качества участника (азартность, склонность к риску, психологическая устойчивость и т.п.);
• личные качества аукциониста (четкость дикции, темп проведения аукциона, внимательность в определении участника, первым подавшего предложение и т.п.).

Указанные факторы оказывают влияние на параметры, с помощью которых участники могут добиться большего или меньшего снижения цены. Этими параметрами являются:

• количество поданных предложений;
• время подачи предложений, т.е. этап, на котором подается предложение.

Совместное влияние указанных параметров на динамику цены предмета аукциона представим на рис. 1.



На оси абсцисс изображены этапы аукциона: 1 этап соответствует «шагу» аукциона, составляющему 5% начальной цены; 2 этап – «шагу» в 4,5%; 3 этап – «шагу» в 4%; и т.д. На последнем этапе «шаг» аукциона равен 0,5% начальной цены.

Ноль на оси абсцисс означает начало проведения аукционных торгов; значение 1 – окончание 1 этапа; значение 2 – окончание 2 этапа и т.д. Значение 10 на оси абсцисс означает окончание 10-го этапа аукциона и завершение процедуры торгов.

Рис. 1 показывает, что в случае подачи равного количества предложений на каждом этапе (общее число предложений равно 20) цена снизилась на 55%. При этом нужно отметить, что снижение цены происходит убывающими темпами [75].

В случае подачи предложений только на первом этапе та же величина снижения цены обеспечивается 11-ю поданными предложениями.

В случае подачи предложений только на последнем этапе для достижения того же уровня цены участникам необходимо подать 110 предложений.

Все другие возможные случаи динамики цены лежат в границах параллелограмма, образованного графиками для 2-го и 3-го случаев.

Как видно, для обеспечения целевого значения цены участнику необходимо выбрать этап для подачи предложений. Последний этап представляется участнику более благоприятным, так как одно предложение, поданное на этом этапе, снижает цену на 0,5%. Нужно отметить, что при этом увеличиваются временные затраты на подачу большого количества предложений.

Первый этап менее предпочтителен для подачи предложений, так как одно предложение уменьшает цену на 5%. Однако нужно отметить, что временные затраты, необходимые для снижения цены до определенного уровня, при прочих равных условиях, в 10 раз меньше. Подача предложений на первом этапе может использоваться для того, чтобы быстро снизить цену и уменьшить количество предложений конкурентов. Это возможно в том случае, если участник обладает информацией о ценах, которые могут предложить конкуренты, что вполне возможно при условиях наличия опыта работы на рынке и осуществления мониторинга рекламных публикаций конкурента. Если участник не обладает такой информацией, то он, скорее всего, будет ожидать последнего этапа и снижать цену на величину минимального «шага».

Если определить количество предложений, которым располагает участник на каждом этапе аукциона для снижения цены до заданного уровня, как свободу действий участника, то очевидно, что данная свобода максимальна на последнем этапе. Опытные участники аукциона обычно не склонны подавать предложения на начальных этапах, а ожидают снижения «шага» до минимального значения, после чего начинают активные действия.

На количество предложений и выбор этапа, на котором они подаются, влияет также такое нередкое явление, как сговор участников аукциона, путем которого заранее определяется победитель аукциона. Причиной сговора является стремление получить контракт по максимально возможной цене, для чего участники заранее определяют, кто станет победителем и какую цену он должен заплатить другим участникам за отказ от получения контракта. При наличии сговора участники подают одно-два предложения, и только на последнем этапе аукциона. Это необходимо для того, чтобы аукцион был признан состоявшимся. Также случаи сговора могут проявляться в виде явки на аукцион только одного из допущенных участников, но на практике такие случаи встречаются редко.

Заметим, что подача малого количества предложений только на последнем этапе аукциона не является критерием сговора участников. Такая ситуация нередка, когда начальная цена не является завышенной, а определяется по результатам исследования рыночных цен на закупаемую продукцию, работы, услуги.

Изложенные выше теоретические выкладки необходимо дополнить данными о проведении аукционов в 2008 г. Санкт-Петербургским государственным горным институтом (техническим университетом) им. Г.В. Плеханова с целью закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд. Всего было исследовано 49 процедур состоявшихся аукционных торгов, общее количество предложений на которых составило 615. В среднем на одном аукционе было подано 12,6 предложений.

Если исследовать поступающие предложения по отдельным процедурам аукционных торгов, то можно сказать, что в 46,9% случаев предложения поступили только на последнем этапе. Лишь 2% аукционов прошли с подачей предложений только на 1 этапе. Доля аукционов, на которых предложения поступают только на первом и последнем этапах, равна 22,4% от общего количества состоявшихся аукционов. Как показывают данные цифры, лишь в 28,7% аукционов предложения поступали в иных комбинациях. При этом только в 10,2% случаев на последнем этапе не было подано ни одного предложения.

Следовательно, из случаев, показанных на рис. 1, на практике наиболее часто встречается случай динамики цены, когда ее снижение происходит только на последнем этапе. Участник готов нести временные затраты, достигая большей свободы действий при снижении цены на аукционе.

На рис. 2 представлена диаграмма распределения долей предложений по этапам аукциона. Видно, что более 90% всех предложений подано на предпоследнем и последнем этапах аукциона (величина «шага» аукциона 1% и 0,5% соответственно). На первом этапе аукциона (величина «шага» аукциона 5%) подано 6,2% всех предложений.



То, что доля поданных предложений на предпоследнем этапе аукциона велика в сравнении с долями предыдущих этапов, может быть объяснено тем, что участники поддаются влиянию субъективных факторов. Снижение «шага» аукциона происходит постепенно, на 0,5% за один раз, и для его снижения комиссии и аукционисту необходимо удостовериться, что ни одного предложения не поступило, для чего аукционист каждый раз троекратно объявляет последнюю предложенную цену. Кроме того, аукционист каждый раз обязан объявлять цену, по которой участникам предлагается делать предложения.

Таким образом, даже если на предыдущих этапах не подаются предложения, для снижения «шага» аукциона до минимального значения, необходимы определенные временные затраты. Поэтому участники для ускорения хода аукциона, как правило, начинают подавать предложения не на последнем, а на предпоследнем этапе, а иногда и на более ранних этапах. Рис. 2 показывает, что примерно равное количество предложений подано на 2, 5, 7 этапах («шаг» аукциона 4,5%, 3% и 2% соответственно). В 2,5 раза меньше предложений подано на 6 и 8 этапах («шаг» аукциона 2,5% и 1,5% соответственно). На 3 и 4 этапах («шаг» аукциона 4% и 3,5% соответственно) не подано ни одного предложения.

Таким образом, мы видим, что особенности проведения процедуры аукциона на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд оказывают прямое влияние на поведение его участников. Последние имеют ряд вариантов поведения для получения контракта по желаемой цене, и зачастую вынуждены заранее определять тактику своего поведения на торгах, включая выбор этапа для подачи предложений и количества подаваемых предложений о снижении цены на закупочном аукционе.



75. Данные для построения графика носят иллюстративный характер и взяты только для примера, однако практика проведения аукционов показывает, что бывают случаи снижения цены на 50-60% от начальной.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года