Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КИШЕВ Ю.И.1, БЯШИМОВ М.К.2
1К.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента
НОУ ВПО «Институт бизнеса и права»,
2Аспирант Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

Информационные технологии в управлении производственными фондами транспортного предприятия в судоходстве

Для любого капиталоемкого предприятия важнейшей задачей является управление техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) производственных фондов. В такой отрасли, как судоходство эта задача является наиболее актуальной. Уровень рентабельности в судоходстве не высок. В речных перевозках рентабельность составляет 8 – 10%, в морских - 14 - 20% (кроме танкерных). Эта ситуация обусловлена рядом причин, которые зачастую имеют глобальный и непредсказуемый характер. Судоходные компании сталкиваются со следующими факторами, снижающими доходность и повышающими издержки:

- Жестокая конкуренция, особенно в морских перевозках, где в борьбе за грузовую базу может участвовать практически любая судоходная компания мира.
- Конъюнктурные колебания фрахтовых ставок, из-за которых может возникать избыток тоннажа судов и значительные убытки из-за их простоев.
- Снижение мировых фрахтовых ставок с увеличением возраста судна.
- Сезонное и внесезонное снижение глубин в Единой глубоководной системе России, что в речных перевозках приводит к необходимости недогружать суда на 25-30%, к простоям при шлюзовании.
- Рост затрат на техническое обслуживание и ремонт судов с увеличением их возраста - для старых судов (20 лет и более) они увеличиваются в два раза по сравнению с судами возрастом до 10 лет.
- В речном судоходстве - необходимость затрат не только на содержание и эксплуатацию подвижного состава, но и на содержание самих внутренних водных путей с огромной системой гидротехнических сооружений; эти затраты вводятся в себестоимость в виде сборов, снижая их конкурентоспособность.

Перечисленные факторы создают трудные условия для ведения бизнеса, в совокупности с эксплуатационными затратами они ставят судоходство в ряд самых рискованных индустрий. Поэтому для судоходной компании, действующей на фоне этих факторов, жизненно важно контролировать, снижать и оптимизировать эксплуатационные издержки. Издержки, связанные с ТОиР, составляют 20–30%, занимая второе место после затрат на топливо. В связи с этим управлению ТОиР и снижению издержек ТОиР в судоходстве должно уделяться огромное внимание.

Управление ТОиР в судоходстве имеет ряд особенностей:

1. Международные конвенции устанавливают жесткие требования к техническому состоянию судов и процессу эксплуатации, при несоответствии которым использование судна может быть в административном порядке ограничено или запрещено. Судно с несоответствиями может быть задержано в порту, а его владелец вынужден будет нести бремя непроизводительного простоя, дополнительных портовых сборов за простой и штрафов.
2. Доля возрастных судов (старше 15 лет) во многих российских судоходных компаниях велика - поэтому увеличивается объем работ, которые необходимо провести для освидетельствования судна классификационными обществами - Российским речным регистром или Российским морским регистром судоходства.
3. Затраты на ТОиР и на закупку товарно-материальных ценностей для ТОиР очень велики, растут с возрастом судов и требуют оптимизации.
4. Специализация флота, отличие судов по параметрам и степени износа приводят к большому разнообразию работ, проводимых при ТОиР (десятки тысяч операций), что усложняет планирование.
5. Коммерческая деятельность ведется на большой территории, филиалы, ремонтно-эксплуатационные базы, базы технического обслуживания флота.
6. Количество поставщиков запчастей и материалов для ТОиР может достигать тысяч, а поставляемая номенклатура товаров - десятков тысяч, что усложняет снабжение ремонтной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для судоходной компании, имеющей в своем распоряжении производственные фонды, качество управления процессами эксплуатации технического обслуживания и ремонта (ТОиР) напрямую влияет на эффективность и прибыльность предприятия в целом. Для эффективного управления в таких условиях руководству и специалистам компании необходимы информационные системы управление ТОиР. То есть нужен инструмент, который делал бы реально выполнимым сбор и анализ информации, обеспечивал оперативность и достоверность данных, предоставлял поддержку менеджмента при принятии решений, позволял оценивать эффективность этих решений и на основе их оценки вырабатывать корректирующие (предупреждающие) воздействия на бизнес-процессы.

В настоящее время одним из решений для эффективного ТОиР является «TRIM — технический менеджмент», который располагает не только базовым решением, но и отраслевым решением, доведенным до уровня типового решения для судоходной компании.

Решение «TRIM-Технический менеджмент» реализует управленческую методологию - управление основными фондами, и ее использование для автоматизации процессов управления при планировании, проведении и обеспечении ТОиР, анализе результатов ТОиР и эксплуатации, разработке стратегии и мероприятий, связанных с владением производственными фондами.

Результатом использования информационных систем в судоходных компаниях являются не только сокращение издержек на ТоиР. Основной массив информации, связанной с ТОиР судов компании, сводиться в единую базу данных. В любой момент времени руководители разного уровня смогут использовать эту информацию, определить сбои в работе подразделений, связанных с техническим менеджментом судов вплоть до конкретного исполнителя, конкретной операции. При этом исключено дублирование при вводе информации: информацию вносит один исполнитель, в обязанности которого входит именно эта операция. Использование информационных систем позволяет с достаточной степенью достоверности иметь сумму затрат на ТОиР каждого внесенного в базу данных судна, сравнивать плановые затраты с фактическими после проведения ТОиР и закупок под ТОиР каждого судна. Судоходная компания с полностью автоматизированным ТОиР имеет актуальную информацию из удаленных подразделений по всем вопросам ТОиР судов с заданным периодом устаревания. Использование информационной системы в судоходной компании позволяет сократить время создания ремонтных ведомостей, поскольку функциональность системы позволяет их создавать путем копирования из типовых, имеющихся в системе. Составление новой типовой ремонтной ведомости техническими менеджерами, ее нормирование технологом, одним из удаленных подразделений достаточно для того, чтобы эта ведомость стала доступна в любом заданном подразделении компании. Накопление типовых ремонтных ведомостей позволят подходить к стоимости работ с единых позиций, предъявлять обоснованные требования к объемам и срокам работ. Автоматизируется процесс отправки ремонтных ведомостей судоремонтным заводам на оценку, получения ведомостей с оценкой, проведения конкурса среди судоремонтных заводов, выбор оптимальных предложений. Также сократится время отправки торговых документов (заявок, заказов поставщикам), т.к. отправка ведется непосредственно из системы без перевода информации в промежуточные файлы.

Использование торговой площадки значительно расширит список поставщиков товаров и услуг, и позволит компании непосредственно из системы публиковать на торговой площадке заявки, заказы поставщикам, а также прайс-листы компании потребителям ее услуг по перевозке. Поставщики товаров и услуг, не имеющие системы, смогут зарегистрироваться на торговой площадке и оценить заявки, опубликовать свои прайс-листы. Вся информация поставщиков автоматически попадет в систему. Потребители услуг компании получают с торговой площадки предложения компании, смогут оформить свои заявки, которые также автоматически попадают в систему.

Вывод: информационные системы управления основными фондами и ремонтом позволяют решать следующие задачи: повышение продуктивности производственных фондов, снижение стоимости поддержания производственных фондов в рабочем состоянии, сокращение внеплановых простоев оборудования, снижение аварийности, повышение надежности, упорядочение учета основных фондов, ведение полной истории эксплуатации оборудования, повышение эффективности ремонтно-эксплуатационного персонала, учет и оптимизация затрат на материально-техническое обеспечение ТОиР, переход к процессно-ориентированному управлению ТОиР.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года