Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

О.Д. КОЛЬ
К.э.н., доцент,
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Пути повышения конкурентоспособности туристских предпринимательских структур в условиях экономического кризиса

Глобальный экономический кризис оказал негативное влияние на туристские потоки во всем мире. Падение коснулось всех регионов, за исключением Африки - здесь рост составил 3%. При этом сохранилась устойчивость спроса на отдых в странах Северной Африки, сконцентрированных вокруг Средиземного моря и в Кении. Больше всего туристов (10%) потеряла Европа. Рынки Центральной и Южной Америки упали примерно на 5%, в основном из-за спада спроса в США. Однако в целом в 2008-2009 г.г. по сравнению с другими отраслями и сферами деятельности туризм показал способность к быстрому восстановлению. Так, например, Всемирная туристская организация прогнозирует, что падение международных туристских потоков составит в 2009 году не более 6 %.

По данным Росстата, за первые шесть месяцев 2009 года в Россию приехало всего 9 млн. 880 тыс. иностранных гостей, что на 11% меньше, чем за то же время год назад. При этом с целью туризма приехало на 15% меньше, чем в 2008 г. Следует отметить, что въезд иностранных туристов в нашу страну в течение последних нескольких лет стабильно падает. И, вообще, структура выездного потока в России очень отличается от мировых показателей. В мире она выглядит следующим образом: 15% - бизнес и профессиональные поездки, 27% - друзья и родственники, более 50% - чистый туризм. В России: 73% - друзья и родственники, отдых – всего 10%. Представляется, что среди важнейших причин такой диспропорции туристских потоков можно выделить следующие:

1. влияние глобального экономического кризиса;
2. низкий уровень жизни российских граждан в целом по сравнению с жителями развитых зарубежных стран;
3. высокие цены на авиабилеты отечественных авиакомпаний (в том числе и на чартерные авиаперевозки), что значительно повышает общий уровень цен на турпродукт;
4. недостаточный уровень развития рынка туристских предпринимательских структур (ТПС), осуществляющих формирование и реализацию туристских услуг – туроператоров и турагентов.

Остановимся более подробно на исследовании последней причины. Как известно, современный туристский рынок в нашей стране начал формироваться всего 15 лет назад, т.е. в начале 90-х годов прошлого века. К этому времени, например, история современного туризма за рубежом насчитывала уже более 40 лет. Поэтому современные тенденции развития, происходившие с зарубежными ТПС, кардинально отличаются от процессов, характерных для периода становления отечественного рынка туризма. В целом можно утверждать, что период становления российского туристского рынка, использовавшего богатый зарубежный опыт, оказался менее продолжительным – в настоящее время он в целом сформировался. В результате в последние годы значительно выросла конкуренция между ТПС в борьбе за потенциального клиента. Причем, вышеприведенная структура выездного туристского потока показывает, что потенциальный сегмент рынка достаточно ограничен (всего 10 %). В связи с этим важнейшей задачей ТПС в условиях кризиса и высокой конкуренции является увеличение этого сегмента рынка за счет других. Эта сложная задача может быть решена несколькими путями.

Во-первых, за счет развития собственной системы продвижения предлагаемых туристских продуктов. Однако это повлечет за собой значительные финансовые затраты, что приведет к повышению стоимости предлагаемых туристских продуктов.

Во-вторых, путем сокращения издержек на формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, что должно привести к уменьшению стоимости турпродукта. Причем, как показала практика высокого сезона 2009 г. многие ТПС в условиях кризиса пошли именно по этому пути: сокращение финансирования на продвижение туристских продуктов и услуг (рекламы, участие в выставках), сокращение персонала компаний (причем, иногда даже высококвалифицированного), отказ от установки нового оборудования и программного обеспечения. Однако не всегда вышеперечисленные меры вели к положительным результатам, наоборот, их реализация приводила к более негативным тенденциям в деятельности ТПС (вплоть до закрытия).

И, в–третьих, путем внедрения и широкого использования интеграционных процессов в деятельности ТПС. Как известно, интеграция – это объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Она может осуществляться на двух уровнях: либо на уровне отдельных компаний, которые вступают в межинтеграционный процесс между собой, либо на межгосударственном уровне, когда государства способствуют слиянию труда и капитала в пределах той или иной группы стран [1]. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместным использованием ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

По нашему мнению, важнейшими преимуществами интеграции, особенно играющими важную роль в условиях экономического кризиса, для ТПС являются:

  • экономия в издержках (например, совместная реклама);
  • ориентация на собственные принципы формирования стоимости турпродукта и туристских услуг (а не только на рыночную конъюнктуру);
  • повышение качества как самого турпродукта, так и процесса его формирования, продвижения и реализации;
  • обеспечение защиты собственных инновационных технологий;
  • подготовка и повышение квалификации персонала;
  • экономия на создании информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Итак, основная цель интеграции ТПС состоит в усилении своих конкурентных преимуществ на туристском рынке. В настоящее время на туристском рынке, как отечественном, так и международном можно выделить следующие виды интеграционных объединений ТПС:

  • Предпринимательские сети;
  • Стратегические альянсы;
  • Глобальные объединения;
  • Кластеры;
  • Ассоциации, союзы.
Остановимся несколько подробнее на особенностях их деятельности в условиях экономического кризиса.

Сетевые предпринимательские структуры наиболее развиты в гостиничном бизнесе. Однако в настоящее время в России идет процесс их формирования и в распределительной сети (среди туроператоров и турагентов), и в ресторанном бизнесе. Создание сетевых предпринимательских структур в российском гостиничном бизнесе началось в последние десять лет. Причем, сети формируются как на уровне страны, так и на уровне отдельных городов и регионов. Среди крупнейших российских гостиничных сетей следует отметить такие как Амакс, Азимут, Интурист, Heliopark и др. В Санкт-Петербурге существуют локальные гостиничные сети – Rinaldi (14 мини-отелей бизнес-класса), Nevsky Hotels Group (6 мини-отелей бизнес-класса), Евразия (4 мини-отеля) и т.д.

В сфере распределения туристского продукта в Российской Федерации сегодня насчитывается более 50 туроператорских и турагентских сетей. В настоящее время в отечественной индустрии туризма создание сетевых предпринимательских структур осуществляется следующими путями:

  • заключение туроператором агентских договоров с различными турагентвами;
  • создание самостоятельного сетевого бизнеса путем открытия собственных офисов (ВКО Групп, Роза ветров);
  • создание сети за счет франчайзинговых агенств (TEZ Tour);
  • создание сети смешанного типа (Глобал-Травэл).
Так, например, турагентства, вступая в сеть крупного туроператора, получают следующие преимущества:

  • повышение рейтинга в городе или регионе (за счет получения «вывески» от сети);
  • совершенствование технологий обслуживания клиентов (включая подключение к единой системе бронирования туруслуг, поисковой системе, собственному call-центру и расчетному центру);
  • обучение персонала;
  • информационную поддержку;
  • возможность поездок в рекламные туры;
  • совместное продвижение туров (например, участие в туристских выставках);
  • повышенную комиссию от оператора (до 12%);
  • размещение информации об агентстве на сайте туроператора;
  • юридическую поддержку.
Стратегические альянсы могут иметь различные формы, начиная с договора о сотрудничестве до совместного предприятия. Однако главным условием стратегического альянса является сотрудничество между компаниями с целью усиления эффективности стратегий, повышающих конкурентоспособность участников, путем обмена ресурсами, представляющими взаимный интерес (например, технологии, профессиональные навыки и т.д.) Стратегические альянсы имеют основополагающие три характеристики, а именно [2] :

- две или более компании, которые объединяются для достижения определенных целей, не теряют независимости после создания объединения.
- партнерские компании делят преимущества, полученные в результате объединения, и контроль за реализацией поставленных задач.
- партнерские компании постоянно вносят свой вклад в одну или более сфер стратегической деятельности (например, технологии и продукты).

Среди крупнейших стратегических альянсов международного уровня следует отметить альянсы в сфере авиаперевозок – Star Alliance, Oneworld Alliance, SkyTeam.

В нашей стране процесс формирования альянсов только начинается. К сожалению, опыт создания отечественного альянса (AirUnion) в сфере пассажирских авиаперевозок пока потерпел неудачу. В то же время сегодня можно выделить очень специфический процесс объединения конкурентов по так называемой модели «кооперация-конкуренция». Впервые такая форма объединения была использована при создании в сети Интернет портала http://www.opodo.com/, основанного девятью европейскими авиакомпаниями (Aer Lingus, Air France, Alitalia, Austrian Airlines, British Airways, Finnair, Iberia, KLM, Lufthansa) и работающего на платформе Amadeus. Также в 2004 г. был создан одиннадцатью крупнейшими мировыми гостиничными сетями виртуальный альянс – Global Hotel Alliance (http://www.globalhotelalliance.com/).

Идея формирования глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 80-х годов XX в. Главный критерий, отличающий, по нашему мнению, данную форму интеграции от стратегических альянсов состоит в том, что создание новой организационной формы носит межнациональный, глобальный характер и всегда влечет за собой реализацию одного из следующих вариантов в изменении форм собственности:

  • создание новой туристской организации за рубежом;
  • приобретение действующей иностранной организации индустрии туризма;
  • приобретение доли участия в капитале иностранной туристской организации, дающей право контроля;
  • приобретение ценных бумаг иностранных организаций индустрии туризма, не дающее права контроля;
  • предоставление займов и кредитов иностранным филиалам на расширение их деятельности или иностранным фирмам.
Формирование и участие ТПС в деятельности туристских кластеров пока не получило также в нашей стране еще широко развития. Это связано с тем, что их создание, как правило, инициируется местными органами государственной власти. Сегодня их формирование в нашей стране только начинается - лишь несколько субъектов РФ официально приняли программы развития туристских кластеров на подведомственной им территории (Республика Карелия, Республика Бурятия, г. Москва, Самарская и Свердловская области).

Вступление ТПС в ту или иную профессиональную общественную организацию является важным фактором повышения ее престижа не только среди профессиональных участников туристского рынка, а и для потенциальных клиентов. В мире насчитывается более 200 различных объединений в сфере туризма. В России также существуют ассоциации как на национальном уровне (Российский Союз туриндустрии), так и в отдельных регионах и городах (в Санкт-Петербурге – Ассоциация малых отлей). ТПС – члены данных организаций получают помощь в различных направлениях: маркетинг и реклама, информационное обеспечение, профессиональная подготовка и т.д. При этом размер членских взносов несоизмеримо мал относительно тех затрат, которые бы потребовались для решения вышеперечисленных вопросов непосредственной самой ТПС.

Итак, учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод о том, что в условиях экономического кризиса использование интеграционных процессов в целях повышения конкурентоспособности ТПС является не только необходимым, а в ряде случаев и обязательным для усиления своего положения на туристском рынке.



Источники

1. Туризм в эпоху альянсов, слияний и приобретений. - ЮНВТО, 2002. С.4.
2. Царицина Г.А., Айдинов Х.Т. Мировая экономика: Учебное пособие. Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. - М., 2001. С. 157

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года