Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЛЕБЕДЕВ В.В.
К.э.н., доцент кафедры управления и экономики образования,
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Управление государственными и муниципальными заказами в учреждениях системы образования

Для многих образовательных учреждений участие в размещении заказа является совершенно новой формой деятельности, для осуществления которой требуются специальные знания и компетенции. Так как в настоящее время завершился переход дошкольных и общеобразовательных образовательных учреждений на самостоятельные условия хозяйствования, ими получен статус юридического лица и соответственно государственного или муниципального заказчика. В таких условиях руководители и специалисты вышеуказанных учреждений должны уметь самостоятельно осуществлять закупки для государственных или муниципальных нужд, используя существующую нормативную базу, придерживаясь принципов информационной открытости, равенства поставщиков и коллегиальности принятия решений путём создания комиссий по размещению государственных или муниципальных заказов, обеспечивая конкурентный характер размещения закупок.

С принятием Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) исчисляется становление системы государственного и муниципального заказа. Однако статус государственного или муниципального заказчика в плане размещения закупок многим образовательным учреждениям не был передан. Эти полномочия выполняли уполномоченные исполнительной власти на местах органы по размещению государственного или муниципального заказа (в основном это главные распорядители бюджетных средств, в лице созданных отделов государственного или муниципального заказа). И это было обосновано, так как не хватало специалистов, владеющих технологиями размещения заказа и тем более специалистов прошедших повышение квалификации по дополнительной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами», необходимых для формирования комиссий по размещению заказов. В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона № 94-ФЗ размещение государственного и муниципального заказа осуществляется государственными или муниципальными заказчиками, уполномоченными органами или специализированной организацией. Государственное или муниципальное учреждение как получатель бюджетных средств может осуществлять размещение государственного или муниципального заказа только в случае, если оно специально уполномочено на это государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральный закон трактует, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее - заказчики) могут выступать соответственно бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В случае если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов (далее - уполномоченный орган), то они имеют право осуществлять размещение заказов для бюджетополучателей, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

На заказчика возлагается ответственность при принятии решения, о выборе способа размещения заказа в соответствии с положениями Федерального закона. Для этого необходимо знать, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Как правило, для размещения заказа образовательное учреждение должно предоставить в уполномоченный орган заявку, которая включает сведения о наименовании, характеристике и количестве поставляемых товаров, наименовании и объеме выполняемых работ, оказываемых услуг, месте доставки поставляемых товаров, месте выполнения работ, месте оказания услуг, сроках поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также максимальную цену контракта и другие сведения. На основании этих сведений уполномоченный орган подготавливает всю необходимую документацию и проводит все необходимые процедуры.

Таким образом, размещение заказа для нужд образовательного учреждения осуществляется преимущественно через уполномоченный орган, или самостоятельно государственным или муниципальным образовательным учреждением. Во втором случае уполномоченный орган предоставляет полномочия образовательному учреждению самостоятельно выступать в качестве заказчика путем издания соответствующего нормативного акта. Полномочия по размещению заказа могут быть переданы частично. Например, органы исполнительной власти или муниципального самообразования часто передают полномочия по проведению закупок только в форме запроса котировок как наименее сложной формы размещения заказа.

Рассмотрим порядок размещения заказа без проведения торгов в форме запроса котировок цен.

Под запросом котировок необходимо понимать способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в продукции заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения как на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, так и способом рассылки запроса котировок лицам, осуществляющим поставки необходимой продукции заказчику. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. В ст. 42 Федерального закона установлен ряд ограничений для применения данной формы.

1. Осуществление размещения заказа данным способом возможно в случае, если производство товаров, оказание услуг, выполнение работ осуществляется не по конкретным заявкам и для которых есть функционирующий рынок (например, можно путем запроса котировок цен купить мебель, но только в случае, если она является стандартной; мебель экспериментальную, на заказ, таким способом покупать нельзя).

2. Цена государственного или муниципального контракта, который заключается по результатам запроса котировок цен, не может превышать 500 000 рублей.

3. Запрещается осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 рублей, в течение квартала.

На стадии подготовки размещения заказа методом запроса котировок в обязанности заказчика входит подготовка проекта контракта и формирование извещения, которое должно содержать всю необходимую информацию о предстоящем размещении заказа на официальном сайте, определенную Федеральным законом.

Заказчик, уполномоченные орган, не имеют права включать в извещение требования, ограничивающие доступ участников.

Извещение о проведении запроса котировок цен размещается на официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней до истечения срока подачи котировочных заявок, а при проведении запроса котировок цен на сумму, не превышающую 250 000 рублей, не менее чем за 4 рабочих дня до истечения срока подачи котировочных заявок. На официальном сайте также должен быть размещен проект контракта.

Любой участник размещения заказа вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола. Сведения о заключённом контракте и его исполнении подаются в установленные Федеральным законом сроки в реестр государственных или муниципальных контрактов.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года