Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МАКАРЧЕНКО М.А.
Д.э.н., профессор
зав. кафедрой экономики промышленности и организации производства,
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Влияние экономического кризиса на ключевые характеристики организационной культуры

Несмотря на то, что каждый тип организационной культуры выдвигает свои требования к информационной системе фирмы и предполагает создание оригинальной информационной структуры, можно выделить два типа информационных систем.

Первый тип, который условно назовем структурная система, ориентирован на создание четкой, стабильной и формально закрепленной информационной структуры. Этот тип соответствует требованиям бюрократической и рыночной культур (табл. 1).



Второй тип, условно назовем его диффузная система, требует формирования гибкой информационной структуры, обеспечивающей максимально широкий доступ к информации внутри фирмы. Он отвечает требованиям клановой и адхократической культур (табл. 1).

Каким же образом воздействует ситуация кризиса на организационную культуру? Очевидно, что кризис значительно изменяет такие характеристики как характер конкуренции и рыночная стабильность, которые оказывают ключевое воздействие на организационную культуру, как показали проведенные ранее исследования. Однако воздействие изменений внешней среды будет неодинаковым. Безусловно, в первую очередь изменения внешней среды ощущают и осознают организации, культура которых ориентирована на внешнюю среду: рыночная и адхократическая. Однако сама система ценностей и тип информационной системы у этих культур различен. Рыночная культура обладает жесткой системой ценностей и стабильной информационной структурой, поэтому кризис как бы «убеждает» такую организацию в правильности принятого курса. Такая организация становится еще более агрессивной и неразборчивой в используемых средствах достижения поставленных целей. Можно сказать, что кризис делает рыночную организацию сильнее.

Иначе происходит в адхократической организации. Ее ценности значительно более гибкие, а информационная система более открыта и диффузна, поэтому адхократическая организация более подвержена изменениям. В условиях кризиса происходит расслоение адхократических организаций: некоторые из них остаются успешными в силу своевременного предвиденья рыночных изменений (и могут даже улучшить свои докризисные позиции); другие же начинают испытывать серьезные трудности и «убеждаются», что осуществление инноваций и рискованных проектов следует отложить до наступления посткризисного периода, а в условиях кризиса необходимо сконцентрировать свои усилия на активном продвижении уже созданного ранее и сохранении завоеванных ранее позиций. Таким образом, в условиях кризиса часть адхократических организаций изменяет систему ценностей, происходит их «мутация» причем, как правило, в организацию рыночного типа. Наличие харизматического лидера, еще недавно являвшего вдохновителем новых идей и одним из факторов успеха адхократической организации, может даже ускорить этот процесс. Таким образом, одним из негативных следствий кризиса является уменьшение числа организаций с инновационной культурой, о важности и ценности которой так много говорится в современной России.

Организации с бюрократической и клановой культурой воспринимают изменение внешних условий с некоторым опозданием, так как они ориентированы на внутреннюю среду. Им необходим определенный временной лаг, чтобы оценить долговременность и важность происходящих перемен. Реакция на сами изменения у организаций с этими типами культур различна. Бюрократическая организация имеет стабильные ценности и относительно жесткую информационную структуру. Поэтому в большинстве случаев, такая организация будет осуществлять незначительные и медленные преобразования в своей системе ценностей, например, ужесточая требования к исполнительской дисциплине или несколько реформируя организационную структуру. Знаменитые решения об экономии бумаги, ярко иллюстрируют реакцию на кризисные решения именно данного типа организаций.

Клановая культура значительно более гибкая, а ее информационная структура открыта и не имеет жесткости и формализованности, свойственной бюрократической структуре. Ценности этого типа культуры, такие как: коллективизм, честность и открытость, преданность фирме и др., наиболее уязвимы в условиях ужесточения конкуренции, усложнения и дестабилизации внешних условий. Очевидно, что в условиях кризиса клановая культура зачастую выглядит неэффективной. Необходимость выживания и отказ от долгосрочной стратегии заставляет организацию с такой культурой ужесточать «правила игры», усиливая влияние ценностей рыночной культуры, являющейся антагонистом клановой. Это подтвердили и проведенные нами в 2003-2004 годах исследования, которые показали, что клановая культура существует только в тех российских предприятиях, которые действуют в стабильной рыночной обстановке и не имеют сильных конкурентов.

Таким образом, влияние кризиса на организационную культуру российских предприятий заключается в следующем:

Во-первых, усиливается роль, и увеличивается число организаций со значительным влиянием рыночной культуры, для которой свойственны ориентация на быстрый финансовый успех, жесткое соперничество, целеустремленность, а в этическом аспекте - цинизм.

Во-вторых, сокращается число организаций имеющих выраженную клановую культуру, организации ориентированные на открытость, готовность к сотрудничеству и гуманизм вынуждены значительно корректировать свою систему ценностей или уходить с рынка.

В-третьих, происходит расслоение организаций, имеющих выраженную адхократическую (инновационную культуру). Некоторые из этих организаций становятся еще более успешными и превращаются в подлинных лидеров рынка, но многие вынужденно трансформируют свою систему ценностей и преобразуются в организации рыночного типа.

В заключение, хотелось бы сказать несколько слов о роли государства в условиях кризиса в рассматриваемом аспекте. Требуя от бизнеса понимания своей социальной ответственности и, в частности, выполнения всех обязательств перед работниками предприятий, следует помнить, что организациям рыночного типа в принципе чуждо принятие любых решений, не имеющих целью получение прямой финансовой выгоды. А успешное функционирование организаций с клановой культурой и большинства организаций с адхократической культурой в кризисных условиях возможно лишь при внешней, в первую очередь, государственной поддержке.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года