Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БЕЛЯЕВ С.И.
К.т.н., доцент,
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Снижение издержек производства как условие преодоления кризиса российскими предприятиями

Мировой экономический кризис привел к тому, что ВВП за январь–июль 2009 года сократился на 10,4% к тому же периоду 2008 года.

Сокращались инвестиции в основной капитал. В июле 2009 г. они упали на 18,9% по сравнению с июлем 2008 г., месяцем ранее аналогичный показатель составлял 20,1%.

За январь — июль 2009 г. доходы в реальном выражении снизились на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Падение промышленного производства на 14,1% сопровождается сокращением выработки энергии всего на 7,9% — значит, энергоемкость ВВП, которую президент Медведев обещал снизить чуть ли не на 40%, на деле не снижается, а растет. ВВП упал в январе — августе на 10,4 процентного пункта, а безработица выросла на 2,1 процентного пункта — с 4,2% до 6,3% трудоспособного населения (в США соотношение обратное: ВВП снизился меньше, чем выросла безработица, — на 3,9 процентного пункта против 4,4). Значит, производительность труда у нас падает, тогда как в США и странах Западной Европы растет [82].

В практике российских предпринимателей наблюдается рост цен на потребительские товары на фоне антикризисного снижения цен в развитых странах Европы и в США.

Учитывая вышеизложенное очевидно, что важнейшим условием выхода из кризиса российской промышленности является снижение издержек производства, способствующее росту эффективности и повышению конкурентоспособности.

Условием результативного снижения издержек производства является применение на предприятии системы управления затратами.



Задачу по созданию системы управления затратами целесообразно решать последовательно (по схеме рис. 1 слева – направо).

На первом этапе возникают задачи обеспечения безубыточности фирмы и максимизация прибыли. Одной из главных процедур управления становиться формирование производственной программы с учетом выбранного метода калькуляции и политики цен.

Эта задача решается разными способами в зависимости от соотношения объема портфеля заказов и возможностей фирмы.

Если у фирмы есть возможность увеличения выпуска продукции (выполнения заказов), т.е. возможности фирмы превышают объем портфеля заказов, то задача сводится только к выявлению убыточных заказов, а любой прибыльный – необходимо включать в производственную программу.

Если же портфель заказов превышает возможности фирмы, то необходимо ранжировать заказы по их выгодности и, если нет специальных соображений, то заключать контракты на выполнение наиболее выгодных заказов и, в конце концов, отказаться от менее выгодных (задача АВС анализа).

Для реализации этой процедуры необходимо иметь соответствующую систему управленческого учета. Лучшим образом для целей формирования производственной программы работает система учета и управления затратами «директ-костинг», так как дает более точные и объективные результаты в отношении выгодности того или иного заказа или вида деятельности.

Независимо от того, какая система учета затрат будет принята работу целесообразно начать с анализа структуры фирмы и формирования центров затрат (ответственности).

Центры возникновения затрат – это обособленные структурные подразделения фирмы, в которых можно организовать нормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Еще одной задачей с целью анализа выгодности отдельных заказов (видов деятельности) является анализ по статистическим данным зависимости отдельных составляющих затрат от изменения объемов производства. Составляющие затрат должны соответствовать статьям калькуляции себестоимости продукции.

Следующей задачей (см. схему – рис. 1) является выбор модели хозрасчета. Это задача мотивации, которая тесно связана с системой заработной платы, премированием. Здесь, в первую очередь необходимо проанализировать существующую систему оплаты труда и премирования.

На первом этапе работы по организации системы управления затратами по нашему мнению могут быть реализованы следующие задачи:

1. Анализ структуры фирмы по подразделениям в соответствии с целями фирмы. Определение уровней иерархии.

2. Анализ системы документооборота с позиций учета. Здесь наверняка потребуются изменения и дополнения.

3. Необходимо выбрать метод калькуляции себестоимости и собрать статистическую информацию о затратах фирмы за прошлые периоды для последующего анализа постоянных и переменных затрат и получения сметных уравнений и бюджетных коэффициентов по себестоимости продукции.

Таким образом, снижение издержек производства позволит предприятиям выйти на новый уровень развития в российской экономике.



82. http://www.66.ru/bank/releases/2828/

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года