Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ВАСИЛЕНОК В.Л.
Д.э.н., профессор,
ректор НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», г.Санкт-Петербуг

Финансово-экономические аспекты адаптации бизнеса к условиям кризиса

Нынешний кризис, который продолжается год для абсолютного большинства простых граждан и специалистов стал полной неожиданностью. При этом, кризис в США, который стал спусковым крючком для финансовых неурядиц во всем мире, это, в сущности, проявление накапливавшихся противоречий.

Общей причиной кризиса можно считать цикличность развития производства. Еще в 1926г. российский ученый Николай Кондратьев выдвинул теорию развития капиталистической экономики большими полувековыми циклами. У каждого две фазы волны: повышательная и понижательная. На тот момент он зафиксировал два полноценных цикла и половину третьего. Дальнейшие взлеты и падения мировой экономики укладывались в рамки К-циклов. Сейчас мы очутились в пятой понижающей волне, начало которой совпало с началом нынешнего кризиса. Со второй половины XX века по мере интенсификации научно-технического прогресса циклы уплотняются и снижаются в среднем до 40 лет против 50-55 лет в XIX в. Согласно теории Кондратьева новый подъем может начаться в 2015г. Очень важно понять подлинные причины породившие кризис. Тогда легче принять правильные шаги в экономике, преодолеть глобальный катаклизм и приблизить новый взлет. Волны возникают не стихийно. Каждый новый цикл начинается с глобального открытия, знаковых инноваций, которые меняют структуру производства и потребления, создают новые, невиданные прежде товары, услуги, фактически переворачивают наш мир. И гонят вверх волну.

Вторая причина кризиса состоит в том, что в результате длительной эволюции капитализма получилось так, что финансовая сфера начинает жить собственной жизнью, все больше отрываясь от производства, от реального сектора экономики, из которого деньги, собственно, и берутся. Просто они иногда на некоторое время становятся «лишние» и попадают в банковскую систему и на фондовый рынок, люди все больше начинают играть на бирже. Все больше людей покупает ценные бумаги, при этом теряется представление, что за акции покупаются, и что на самом деле за ними стоит. Продаются ценные бумаги, финансовые институты обещают по ним прибыль. В погоне за прибылью, естественно, мигрировали и капиталы. Туда вливался не только рискованный венчурный капитал, но и деньги массовых инвесторов. В США 52% семей играет на фондовой бирже. Так создавались финансовые пузыри.

Третья причина кризиса в том, что поведение и мотивация менеджеров очень сильно отличается от мотивации и поведения собственников. Когда вы владеете большим предприятием, то вам уже трудно уследить, как реализуются интересы собственников. Если вы владелец банка, то вы не станете давать свои деньги в кредит любому человеку с улицы, вы тысячу раз его проверите, потому что это ваши кровные деньги, не только его кредитную историю, и его связи, биографию и прочее. Перед менеджером же стоит в основном техническая задача – обеспечить прибыльность фирмы. Вот они и обеспечивают, это мотив их действий. Им необязательно опасаться за собственность, за репутацию, авторитет фирмы, ее будущее. И он направо и налево раздают кредиты, обеспечивают хорошие балансы. Как устранить этот конфликт интересов собственника и менеджера – так и остается нерешенной задачей.

Мировой кризис серьезно осложнил социально-экономическое положение России. Промышленное производство в стране падает: выпуск легковых автомобилей в июле 2009 г. резко сократился на 55, 9% - до 60,6 тыс.штук. Производство грузовых машин упало на 63,8% - до 9,4 тыс., автобусов – на 42, 7% - до 396 шт. Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5,4%. За чертой бедности сегодня находятся каждый шестой россиянин. По итогам первого квартала 2009 г. число граждан с доходом ниже прожиточного минимума составило 24,5 млн.человек. Разница доходов между 10% самых богатых и 10% самых бедных людей – в России более чем в 15 раз. В западных странах он колеблется в пределах 7-9, а в Швеции и Норвегии – 3-5 (после выплаты налогов на сверхприбыль). Количество безработных в середине 2009г. достигло 6,3 млн.человек. По итогам первого полугодия 2009г. ВВП снизился на 10%, промышленное производство в целом на 15%, инвестиции – на 18%, и это, несмотря на выделение огромных денег на поддержку экономики. Экспорт за январь – июнь 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. упал с 236,8 млрд.долл. по 125,5 млрд.долл. Импорт уменьшился со 135,7 млрд.долл. до 82,2 млрд.долл. за аналогичный период.

Разработкой антикризисных мер занялись правительства всех государств подверженных кризису. Они во многом похожи, разница в приоритетах. Так, средства, выделенные правительством США, распределились следующим образом:

Социальная сфера:

- Строительство и модернизация, техническое переоснащение начальной и высшей школы – 20 млрд.долл.
- Переподготовка учителей, компьютерные и научные лаборатории в классах – 1 млрд.долл.
- Увеличение государственных стипендий студентам на 500 долл. – 15,6 млрд.долл.
- Компьютеризация здравоохранения и усовершенствование информационных технологий – 20 млрд.долл.
- Исследования для повышения наиболее эффективных медикаментов – 1 млрд.долл.
- Разработка программ для рабочих и молодежи в новых секторах экономики – 2,8 млрд.долл.
- Поддержание программы льгот при растущей безработице – 27 млрд.долл.
- Оказание продовольственной помощи малоимущим – 20 млрд.долл.
- Прочие расходы – 61,6 млрд.долл.

Экономика и производство:

- Модернизация энергосетей – 11 млрд.долл.
- Модернизация жилья для повышения энергосбережения – 2,5 млрд.долл.
- Строительство дорог и мостов – 30 млрд.долл.
Прочие расходы – 8,7 млрд.долл.

Бизнес:

- Поддержка отечественных производителей современных аккумуляторов для автомобилей – 2 млрд.долл.
- Поддержка отечественного автопрома: замена старых автомобилей федерального правительства на новые – 600 млн.долл.
- Стимулирование развития беспроводного доступа в Интернет – 6 млрд.долл.
- Прочие расходы – 0,83 млрд.долл.

В Российской программе антикризисных мер значительный упор сделан на денежные вливания, в основном, в финансовый сектор, а до реального сектора экономики эти средства не дошли.

Причина перекоса – существование в нашей стране явления, которое некоторые ученые называют олигархат. Олигархические структуры установили практически тотальный контроль над экономикой. И те олигархи, которые выпрашивали помощь у государства, имеют три характерных отличия, на которые, в частности, обращают внимание Н. Кричевский, научный руководитель Института национальной стратегии.

Первое: большинство компаний, ставших объектом финансовой опеки, де-юре не является российскими. Они зарегистрированы вне налоговой территории России. По данным ряда источников 90% крупного российского бизнеса и столько же флота с российскими судовладельцами зарегистрировано в оффшорах. 80% сделок по продаже российских ценных бумаг проводится через эти зоны. Только в прошлом году из страны таким образом утекло более 200 млрд.долл., или 6 трлн.руб. Эта сумма вдвое превышает размер дефицита бюджета РФ на 2009г. Государственная помощь таким компаниям в США и европейских странах оказываются только с санкции парламентов. А в России бюджетные деньги уходят на поддержку тех, кто увел свой капитал за кордон.

Второе: во всех этих компаниях сформировался механизм перевода активов из корпоративной собственности в личную собственность. Доходы уплывают в оффшоры.

Третье: долги. За последние 7 лет внешние обязательства корпораций выросли в 12 раз: с 24 млрд. долларов до 294 миллиардов. А падение фондового рынка сделало многие крупные компании техническими банкротами.

Можно сделать вывод, что акционеры осознанно в трудную минуту оставляли свои предприятия без оборотных средств, необходимых для своевременного выполнения производственных, финансовых и социальных обязательств.

Кризис заставил чуть ли не все правительства в мире входить в капиталы частных корпораций. Но теперь национализация отдельных предприятий проводится для их же спасения и уже не напоминает конфискацию: точкой отсчета можно считать момент, когда блокирующий пакет акций переходит к государству.

Избыточные средства, накопленные за предшествующие благополучные года (2000-2008гг.) и осевшие в Резервном и фонде Национального благосостояния России, могли пойти на модернизацию экономики, на различные инфраструктурные проекты. Без государственных средств тут, как ни старайся, не обойтись. В конечном итоге это, кстати, решило бы и проблему инфляции. Потому что основная причина высокого роста цен в России вовсе не монетарная: дело не в то, что у нас слишком много денег, а в структуре экономики. Нормальная экономика – с мощной инфраструктурой, богатым товарным предложением, сильной конкуренцией – реагирует на рост покупательной способности увеличением производства. А российская экономика – ростом цен. В итоге мы получили обе беды одновременно: с одной стороны, консервация примитивной структуры экономики, с другой – разгон инфляции.

До недавнего времени у нас царило убеждение, что государство вообще ни во что не должно вмешиваться, оно и играло роль «ночного сторожа». Промышленная, структурная политика считались чем-то отсталым и заскорузлым. Мол, есть у нас конкурентные преимущества – нефти, газ, - и хватит. Но вот загадка. Российская Федерация обеспечивает 12% мировой торговли нефтью. 30% нефтяного рынка Европы – наши. При этом мы никоим образом не участвуем в процессе ее ценообразования. Это делается вне пределов РФ, и мы продолжаем играть роль страны – поставщика сырья. Привычка жить за счет экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в других странах, а конкурентоспособность нашей продукции очень низкая.

Как отмечал в своем Послании Федеральному собранию Президент РФ Д.Медведев, выход России из кризиса возможен только на основе модернизации и технологическом обновлении всех сфер производства.

Наивно полагать, что высокотехнологичные производства, способные на равных конкурировать с импортом, появятся в России сами по себе, стихийным образом. Частный бизнес просто не будет этим заниматься – слишком велики затраты и риски. И, стало быть, без государственной поддержки наукоемкого производства не обойтись. В России затраты на науку неоправданно низки.



Уменьшать количество денег на фундаментальные исследования можно до бесконечности. Дело в том, что, если дать науке много денег этого никто не ощутит, если давать мало – тоже. Потому что последствия видны только по прошествии времени, и поправить потом, когда все умрет, к сожалению, будет уже нельзя.

В государственном бюджете на 2010 год предусмотрено сокращение расходов бюджета Российской академии наук, в 2008г. Академии наук выделили 60,2 млрд.руб., в 2010 – 53,6 млрд.руб. К тому же сокращается финансирование по двум из восьми государственным приоритетным направлениям разработок. Из списка выпали исследования в области средств связи и безопасности и разработка новых технологий для армии. Сокращается, так же, количество «критических» технологий напрямую финансируемых из бюджета. Сейчас государство поддерживает 34 технологии, а в следующем году останется только 26 приоритетов. К сожалению, предусмотрено и заметное уменьшение расходов на Национальный проект «Образование» на 10,6 млрд.руб. (- 37,6%), хотя есть некоторое увеличение финансирования Федеральной целевой программы (Развитие науки и технологий) на 22,8%. Вопрос серьезный, недаром в Послании Президента РФ Федеральному собранию отмечается, что необходимо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок. Речь идет о создании современного технологического центра по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров. Там будут формироваться условия привлекательные для работы ведущих ученых, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов.

Что касается госкорпораций, то они безусловно имеют право на существование. Хотя, есть сомнения и другие мнения на этот счет. Президент РФ в Послании Федеральному собранию отметил, что госкорпорации, работающие в конкурентных секторах должны быть преобразованы в акционерные общества и в дальнейшем могут быть проданы частным инвесторам. Естественно, возникают серьезные риски ввиду отсутствия демократического контроля. Есть очень большие опасения по поводу того, как будут расходоваться «закачанные» в госкорпорации деньги. По данным проверки Генпрокуротурой госкорпорации «Роснано» (глава А. Чубайс) выяснилось, что не всегда расходуются средства из госбюджета эффективно и на необходимые цели. Из 130 млрд.руб., выделенных на «нанонужды», истрачено только … 10млрд. Причем половина этой суммы «Роснано» потратило на обеспечение своей собственной деятельности. Но с другой стороны, с гигантами могут конкурировать только гиганты. Речь должна идти о жестком контроле со стороны государства, повышении эффективности управления крупных компаний с гос.участием, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязывать с показателями снижения издержек, повышением энергоэффективности и внедрением новых технологий.

Бизнес адаптируется и активно реагирует на изменения ситуации в экономике. Благодаря тому, что Центробанк США продолжает печатать деньги, стало очень выгодно брать займы в долларах и вкладывать их в высокодоходные активы за рубежом. Кстати сказать, благодаря вот таким спекулятивным операциям мы и обязаны укреплению российской валюты.

«Горячие деньги» потекли рекой в те страны, где доходность по депозитам выше, чем в США. В итоге Центробанки тех стран, которые столкнулись с колоссальным притоком спекулянтов, вынуждены сдерживать укрепление своих валют, проводя интервенции на рынке (скупают доллары). Побочный эффект от такой политики – рост денежной массы. Более того. Учитывая, что сами местные власти (например, и в России) так же поддерживают свой банковский сектор, выделяя денежные ресурсы, создается очень опасная ситуация.

Состояние денежных агрегатов сигнализирует либо о наличии спроса на деньги в реальной экономике, либо о полном отсутствии такового. Денежное предложение нарастает, но все ресурсы оседают в финансовом секторе, создавая избыточную ликвидность. Но, как было сказано ранее, банк не спешат кредитовать реальный сектор, а без роста кредитования мы рискуем получить очередной финансовый пузырь. Банки просто направляют деньги на торговые операции, приобретая финансовые инструменты или сырьевые активы.

Кредитовать реальный сектор в этой ситуации, значит брать на себя риски невозврата, хотя и сами предприятия не горят желанием брать кредиты, при явном отсутствии платежеспособного спроса. По такой логике, когда просто нет стимулов к росту кредитования, финансовые учреждения не видят иного выхода и активно спекулируют, пытаясь заработать.

Нестабильность на финансовых рынках, воцарившаяся во второй половине октября 2009г., похоже, будет только усиливаться. Активное восстановление промышленного сектора в странах Азии, Европы и США пока не сопровождается столь же активным процессом оживления в сфере банковского кредитования. Данная ситуация характерна для подавляющего большинства экономик мира. Предприятия всего лишь восполняют свои складские запасы, что и приводит к небольшому всплеску в реальном секторе экономики. Однако этот процесс рано или поздно завершится, и дальнейшая судьба мирового хозяйства будет зависеть от состояния спроса. Недавние опросы среди представителей крупнейших промышленных корпораций продемонстрировали резкий рост оптимизма. Однако все эти надежды связаны с Китаем. По прогнозам, темпы экономического роста в Китае ускорятся до 12% уже в следующем году. Благодаря беспрецедентному стимулирующему пакету ценой в несколько триллионов юаней, стране удалось не только пережить кризис, но и ускорить рост экономики (Для сравнения, в США власти потратили в несколько раз больше, но так и не смогли толком оживить экономику).

Сегодня мир сталкивается, возможно, с еще большим вызовом, самым серьезным в современной истории. «В XXI веке нашей стране необходима модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных людей. Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику. Подчиненную сугубо прагматичным целям. Вместо прошлой построим настоящую Россию, современную, устремленную в будущее молодую нацию…» (Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию 12.11.2009г.).

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года