Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ДАВЫДОВСКИЙ Ф.Н.
к.э.н., доцент, НОУ ВПО «Институт бизнеса и права»

Проблемы финансирования гособоронзаказа Российской Федерации в условиях кризиса банковского сектора

Работа предприятий оборонно-промышленного комплекса за последние 5 лет характеризовалась следующими особенностями: низким процентом авансирования по экспортным договорам при длительном цикле их исполнения; неритмичной и недостаточной загрузкой предприятий государственным оборонным заказом (ГОЗ); задержками финансирования ГОЗ (в части выплаты авансов и проведения окончательных расчетов) по отношению к технологическому циклу выпуска продукции, что неизбежно приводило к ситуации, когда при многомесячном технологическом цикле изготовления изделий со сроками сдачи в июле-августе предприятия получали авансы на проведение работ только в мае-июне, между тем, окончательный расчет за поставленную продукцию происходил только в декабре; финансированием НИОКР в объемах, не соответствующих объему выполняемых работ по ведомостям исполнения и, как следствие, недостаточным финансированием приобретения высокотехнологичного оборудования и приборов в рамках НИОКР.

Эти годы одновременно характеризовались целым рядом процессов – ростом заработной платы, опережающим уровень инфляции, ростом цен на сырьевые ресурсы, необходимостью вкладывать средства в переоснащение производства и обучение персонала, в повышение квалификации кадрового состава после провальных 90-х годов. Не менее значительный ущерб также нанесла практика уплаты налогов по факту отгрузки продукции, а не по ее оплате. Все это постоянно требовало и продолжает требовать привлечения дополнительных заемных средств (кредитов, лизинга), превращая, по – существу, отраслевые предприятия в крупнейших должников и банкротов.

Если до финансового кризиса предприятия, имея достаточный портфель заказов на ближайшие годы и приемлемый уровень ссудного процента (до 10% годовых), могли еще подобное положение дел кое-как регулировать, так как банки охотно шли на увеличение объемов кредитов в соответствии с заключаемыми договорами и перекредитовывали задолженности, то уже сейчас ситуация значительно ухудшилась.

В условиях кризиса ликвидности, банки остановили выдачу кредитов, и предприятия оказывались перед фактом дефицита оборотных средств, который не позволяет выполнить имеющиеся у них обязательства перед бюджетом, государственными и иностранными заказчиками. В особенно незащищенном положении оказались предприятия 2 – 3 уровня кооперации. Сложившаяся ситуация может привести их на грань банкротства в ближайшие 1 – 2 месяца.

В связи с изложенным, необходимо в первоочередном порядке начать реализацию целого комплекса антикризисных мероприятий, направленных на стабилизацию и выход из критического положения:

1. По заявкам головных исполнителей государственным заказчикам произвести полноценное финансирование бюджетных тем (ГОЗ, федеральные целевые программы) вплоть до 90% стоимости этапов или работ в целом, которые должны быть выполнены в 2009 г.

2. Законодательно (распоряжением Правительства РФ) запретить головным исполнителям задерживать расчеты со своими соисполнителями по законченным работам. Обязать всех заказчиков производить расчет за сданную продукцию или работы (услуги) по договорам со своими исполнителями в сроки не позднее 15 дней.

3. Довести до головных исполнителей уведомлением объемы работ, финансируемых из бюджета 2010 года, не позднее 30.01.10. и обеспечить их авансирование до 20.02.10.

4. Разрешить Сбербанку, ВЭБ, ВТБ, Газпромбанку и другим уполномоченным банкам открывать кредитные линии не менее чем на 1 год (в качестве обеспечения принимать переуступку прав требования под проекты госконтрактов с приложением уведомления генерального заказчика, с последующим предоставлением заключенного госконтракта) на сумму до 80% стоимости госконтракта. Для оперативности процесса доведения финансовых средств до всей технологической цепочки головному исполнителю дать право по согласованию со своим военным представительством Министерства обороны РФ (ВП МО РФ) давать поручительства своим соисполнителям на тот же банк, где головной исполнитель открыл кредитную линию в размере до 80% стоимости договора, заключенного головным исполнителем со своим соисполнителем по кредитуемому госконтракту.

5. С целью недопущения неконтролируемого роста цен при кредитовании головных исполнителей, а также других заемщиков в рамках госконтракта и экспортных поставок вооружения и военной техники (В и ВТ) установить для банков-кредиторов учетную ставку не более 10% годовых.

6. Разрешить предприятиям с 01.03.10. при наличии экспортных договоров на поставки В и ВТ, находящихся под контролем ВП МО РФ, которые по условиям расчетов еще не закончены, иметь без последующего начисления пеней и штрафов начисленную, но неоплаченную задолженность по налогам всех уровней (НДС, налог на прибыль, НДФЛ), а также по единому социальному налогу, но не более суммы 2-х среднемесячных платежей.

7. По решению администрации предприятия регулировать выплаты заработной платы в течение месяца с уведомлением работников предприятия не менее чем за 5 дней до изменения даты выплаты.

8. При возникшей необходимости сокращения персонала предприятия из-за сокращения объема работ установить порядок уведомления работников о сокращении в 2-х недельный срок с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка сокращаемого работника.

9. Для предприятий-экспортеров, исполнителей работ по ГОЗ и их соисполнителей, работы которых находятся под контролем ВП МО РФ, взявшим кредиты для выполнения экспортных и государственных контрактов до 01.09.10. в случае пересмотра банками размера процента за пользованием кредита в сторону его увеличения получают из бюджета компенсацию разницы между первоначальной ставкой процентов за пользование кредитом и вновь установленной. Компенсацию производить ежеквартально. Сумма кредита для расчета компенсации принимается в размерах не более дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (работы, услуги), суммы остатков на складе готовой продукции и суммы объемов НИОКР, принятых и оформленных техническими актами.

10. Более эффективной мерой по стабилизации экономического состояния предприятий-экспортеров, исполнителей работ по ГОЗ и их соисполнителей, работы которых находятся под контролем ВП МО РФ, взявшим кредиты для выполнения экспортных и государственных контрактов, был бы перевод ссудной задолженности указанных предприятий в уполномоченные банки, получающие дополнительные целевые стабилизационные средства от государства по следующей схеме:

- Государство выделяет дополнительные целевые стабилизационные средства на поддержание предприятий ВПК, независимо от их формы собственности, уполномоченным банкам;
- Уполномоченные банки выкупают (гасят) суммы кредитов, взятых предприятиями для выполнения указанных контрактов, у банков-кредиторов;
- Уполномоченный банк заключает с предприятием кредитный договор на 5 лет с согласованным с заемщиком графиком погашения ссудной задолженности и фиксированным процентом за пользование кредитом на весь срок действия договора (до срока проведения окончательного расчета заказчиком) в размере 5% годовых.

Вышеуказанные меры по стабилизации финансирования гособоронзаказа должны осуществляться одновременно с организационно-экономической реорганизацией отрасли, что, в свою очередь определяется необходимостью решения следующих ключевых проблем:

В сфере организации производства:

1 Развитие отечественной элементной базы.

При производстве сложной наукоемкой продукции, являющейся основой современного производства военной техники, во вновь разрабатываемых образцах применяется до 70 % электронных компонентов зарубежного производства. Между тем, уже сегодня определен надежный путь использования таких компонентов, намечены пути преодоления катастрофического отставания отечественной элементной базы. Остается только обеспечить необходимое финансирование и определить надежных исполнителей.

2 Обеспечение надлежащего объема государственного оборонного заказа.

На предприятиях оборонного комплекса доля объема выпуска ГОЗ для поддержания технологии изготовления изделий должны составлять не менее 50 %, а остальные объемы предприятия должны выполнять за счет экспортно-ориентированных поставок и выполнения других работ.

Статус научной организации должен присваиваться при объеме научных работ не менее 30 %.

В налогообложении, методах финансирования и ценообразовании

За последние годы сложилась крайне неблагоприятная ситуация в части финансирования оборонного комплекса. С целью преодоления этой ситуации необходимо, в первую очередь, учитывать специфику производства и финансирования оборонной наукоемкой продукции в части налогообложения, а также устанавливать цены на продукцию оборонного назначения по соглашению сторон. Здесь же следует окончательно решить вопрос о переходе на 3-летний цикл бюджетирования и планирования НИОКР.

Сегодня же механизм налогообложения ввозимого оборудования, равно как и прибыль поставщика, по - существу, удваивают стоимость обновления оборудования. Поэтому необходимо максимально приблизить друг к другу правила признания доходов и расходов для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения в части:

- исчисления курсовых и суммовых разниц. С 01.01.2007 г. в бухгалтерском учете сумма активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подлежит ежемесячной переоценке с отражением курсовых разниц и зачислением последних на финансовые результаты, согласно п. 13 ПБУ 3/2006 (Приказ МФ РФ от 27.11.2006 г. № 154н).

- порядка расчета сумм амортизации – в налоговом учете с 2006 года дано право единовременно списывать в расходы 10% от стоимости капитальных вложений в ОС – т.н. «амортизационная премия», а в бухгалтерском (новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» с 2006года) такого права не предоставляется;

- порядка признания в качестве расходов процентов по долговым обязательствам – в бухгалтерском учете – в полном объеме, в налоговом – при условии, что размер процентов существенно (т.е. более чем на 20% в сторону повышения или понижения) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях.

- приведения в соответствие статьи 146 «Объект налогообложения» и 167 «Момент определения налоговой базы» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. По ст.146 объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) т.е. передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица (ст.39 НК РФ), а по ст.167 моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

• день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

• день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, что является противоречием и ухудшает положение налогоплательщиков, поскольку факт отгрузки не всегда означает факт реализации.

Предлагается приостановить действие статьи 271 «Порядок признания доходов при методе исчисления» НК РФ для предприятий выпускающих экспортную и экспортно-ориентированную продукцию по контрактам заключенным по государственному оборонному заказу и ККР в интересах Министерства обороны РФ.

В соответствии со статьей 271 предприятиям вменяют производить расчеты с бюджетом по факту отгрузки продукции независимо от расчета за нее (доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, то есть обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента передачи права собственности на реализуемые товары). Это означает, что уплата налога предприятия должны производить не с фактически заработанной прибыли, а из оборотных средств. Это в свою очередь заставляет предприятия обращаться за кредитом в коммерческие банки и нести дополнительные расходы в виде банковских процентов, что дополнительно уменьшает прибыль, которую предприятие фактически не получило.

По условиям внешнеторговых контрактов и договоров на поставку военной техники в интересах иностранных заказчиков разрыв между моментом поставки готовых изделий и их оплатой составляет от 3-х месяцев до года, а при выполнении Государственного оборонного заказа, выполнения ОКР для Министерства обороны – более года.

В этих условиях наиболее уязвимыми становятся предприятия, участвующие в выполнении государственных заказов, поскольку лидером в задержке платежей за поставленную продукцию и выполненные работы являются государственные структуры.

На основании вышеизложенного, предлагаем производить расчеты по налогу на прибыль по факту поступления денежных средств за поставленную продукцию.

В области мотивации и стимулирования кадрового состава, подготовки и переподготовки кадров

Предприятия оборонного комплекса не видят какой-либо целенаправленной государственной кадровой политики, а также политики подготовки кадров.

В частности, это проявляется в практике предприятий оборонного комплекса, связанной с подбором профессиональных кадров. В этом отношении показательно влияние на этот процесс целого комплекса социально-экономических факторов, например, влияние цены рабочей силы на рынке труда.

Так, предприятия Санкт-Петербурга через СМИ предлагают следующий средний уровень заработной платы:

- инженер-программист - 45000 руб.
- инженер-конструктор – 55000 руб.
- инженер-технолог – 35000 руб.
- инженер-проектировщик - 45000 руб.
- инженер-механик - 45000 руб.

Кроме высокой зарплаты многие предприятия города привлекают работников другими стимулами: 13 зарплата, дотации на питание в столовой предприятия по низким ценам, перспективой карьерного роста, подвозом на работу, ДМС (в т.ч. и стоматологическая помощь), учеба с реальными стипендиями порядка 15000-18000 руб., льготными кредитами (особенно для молодежи) и т.д.

Между тем, действующие на сегодняшний день методики ценообразования на продукцию оборонных предприятий, в частности, «Временные методические рекомендации по определению твердых цен долгосрочных контрактов по государственному оборонному заказу, заключенных Минобороны России с единственным исполнителем», не позволяют создать эффективный механизм увязки уровня оплаты труда сотрудников оборонных отраслей и реально сложившейся ценой на трудовые ресурсы в регионе.

Так, норматив определения среднемесячной заработной платы в себестоимости оборонной продукции (услуг) устанавливается, согласно методике, в размере не выше средней величины, достигнутой по отрасли в целом или региону, что не учитывает конкретную специфику экономики конкретного предприятия. Следствием является обесценивание и неконкурентоспособность заработной платы оборонных предприятий и потеря ведущих специалистов, ориентирующихся на более высокие заработки на других предприятиях и в других отраслях.

Одним из наиболее эффективных направлений преодоления этих и целого ряда других негативных тенденций осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятий оборонного комплекса является создание централизованного фонда социальной стабилизации трудовых коллективов оборонных отраслей промышленности, где необходимо предусмотреть следующие основные положения:

- организация системы морального поощрения сотрудников предприятий оборонного комплекса (проведение отраслевых, региональных, общероссийских конкурсов; гранты, государственные награды и т.п.); - частичная компенсация санаторно-курортного лечения и отдыха;
- формирование механизма субсидирования оплаты покупки жилья наиболее перспективных сотрудников;
- создание специализированного механизма начислений дополнительных пенсий для сотрудников пенсионного возраста, отработавших свыше 30 лет в оборонных отраслях в условиях режимного предприятия, в том числе создание особого порядка начисления пенсий из централизованного фонда социальной стабилизации трудовых коллективов оборонных отраслей промышленности.

В вопросах реорганизации управления

Необходимо создание единого совещательного органа по координации внешней и внутренней политики предприятий оборонного комплекса, особенно в части реализации единой стратегии в основных сферах деятельности – организации взаимодействия на рынке, формирования единой научно-технической политики, ценовой и сбытовой стратегии, реализации новейших достижений НТП и т.п. Подобные функции можно придать принципиально новому органу управления предприятиями оборонного комплекса – Совету генеральных конструкторов.

Одной из негативных тенденций деятельности предприятий оборонного комплекса является то обстоятельство, что в настоящее время функции, цели и задачи головного исполнителя рассматриваются в действующей системе хозяйственных отношений отрасли в качестве средства реализации подхода, нацеленного на получение денег от заказчика и распределение их в рамках сложившейся кооперации. Считаем, что данный подход не оправдывает себя, прежде всего, потому, что головной исполнитель призван выполнить задачу системной интеграции бизнес-субъектов в рамках выполнения того или иного заказа. «Головной» заказчик обязан не только представлять план-график выполнения заказа всеми предприятиями кооперации, но и создать экономическую модель выполнения заказа, что, к сожалению, сейчас не делается.

Между тем, первые шаги в этом направлении уже делаются: Роспром издал приказ, согласно которому головной исполнитель должен представить гарантии основных поставщиков комплектующих исполнения заказа по фиксированной цене и срокам, план-прогноз поступления и расходования денежных средств и ориентировочную калькуляцию себестоимости заказа. Также головной исполнитель обязан создать систему хеджирования и распределения производственных и финансовых рисков внутри кооперационной системы контракта, базирующуюся на современных рыночных механизмах (страхование, фьючерсные и форвардные контракты и т.п.). Формирующийся при этом механизм распределения ответственности за конечные результаты деятельности создает условия, при которых головной исполнитель становится в организационном и производственном отношении более гибким и адаптивным к задаче выполнения заказа. Также необходимо законодательно ограничить сроки расчета по договорам за поставленную продукцию (услуги) (не более 3-х месяцев).

Предлагаемые мероприятия, наряду с другими мероприятиями, проводимыми Правительством Российской Федерации по стабилизации экономической ситуации в стране на фоне мирового финансового кризиса, на наш взгляд, должны привести к обеспечению стабильной работы предприятий оборонно-промышленного комплекса.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года