Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КАЙМАНАКОВ С.В.1, ВАЛЯЕВА А.А.2, ОСИПОВА М.В.2
1К.э.н., с.н.с. кафедры экономической теории МГУ им.М.В.Ломоносова;
2Тамбовский государственный университет им.Г.Р.Державина

Антикризисные меры в банковском секторе в России

Начало мирового финансового кризиса принято датировать первой половиной августа 2007 г., когда крупнейшая ипотечная компания США American Home Mortgage Investment Corp приостановила выдачу кредитов и сократила около 7000 тыс. рабочих мест. В начале 2008 г. произошло падение крупнейших индексов на мировых фондовых рынках и образовался дефицит ликвидности в банковской сфере в странах ЕС и США. С третьего квартала 2008 года, экономика США потеряла около 18% своего ВВП[83].

До октября 2008 г. считалось, что Россия не пострадает от финансового кризиса в США, так как она развивается независимо от западной экономики и в состоянии пережить любой шторм. Однако началом развития кризиса в России явилось наличие внешнего долга российских компаний - 527 млрд. долларов (на начало октября 2008). Сейчас этот долг составляет 303,5 миллиарда долларов.

Другими важными факторами, вызвавшими финансовый кризис в России, стали следующие:

1) резкое снижение цены на нефть и падение спроса на продукцию металлургических предприятий;

2) ограниченная доступность к заемным средствам для предприятий и финансовых организаций;

3) проблемы с ликвидностью в банковской сфере;

4) падение фондового рынка и резкое снижение стоимости акций крупнейших компаний;

5) более 130 млрд. долларов составил чистый отток капитала из России с начала 2008 года[84].

В результате за последние несколько месяцев финансовый кризис в России привел к росту безработицы на 4.3% (с 3.7 % до 8%), 50-процентной девальвации рубля по отношению к доллару США, высокому уровню инфляции (~14% прогноз на 2009), и значительному сокращению резервов на 254,5 млрд. долларов[85].

Основные антикризисные меры, которые могли бы улучшить ситуацию в России, можно разделить на 4 основные направления:

1. Принят Закон № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», направленный на совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций. Также принят Закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке РФ». Он дал право ЦБ назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, получившие займы от государства. К примеру, в законе о банках предусмотрено, что к 1 января 2010 г. кредитные учреждения должны иметь не менее 90 миллионов рублей собственных средств, а с 1 января 2012 г. — не менее 180 миллионов[86]. В поправках закона Центральном банке РФ» в частности рассматривалось предоставление возможности ЦБ давать банкам краткосрочные ссуды без имущественного залога[87].

2. Меры по развитию рынка труда и социальной поддержке граждан включил в себя Закон № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О занятости населения в РФ»

3. Для стимулирования спроса на продукцию отечественных предприятий принят Закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

4. Принят состав неотложных определенных мер, направленных на стимулирование производства продукции промышленными предприятиями; закон № 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год».

В настоящее время, исходя из законодательной базы, Правительство РФ использует следующие антикризисные меры:

• Прямая поддержка финансового рынка и банков через покупки ценных бумаг.

Некоторые аналитики считают, что политика Центрального Банка РФ настроена на национализацию банковской системы. Однако, по всей видимости, массовой национализации банков не произойдет[88].

• Снижение нормы обязательных резервов до 0.5% по всем видам обязательств.

Данная мера последовала после появления кризиса ликвидности и привела к высвобождению около 380 млрд.руб. ликвидности.

• Увеличение возможностей ЦБ по рефинансированию банков.

На начало февраля 2009, ЦБ смог предоставить банкам более 3,0 млрд. руб. ликвидности. Поступили заявления Минфина и Центробанка о выдаче банкам 5-летних субординированных кредитов, чтобы разрешить проблему нехватки среднесрочных финансовых ресурсов у российских банков. Обеспечивая банкам среднесрочное финансирование, Минфин и Центробанк также освобождают банки от проблем с краткосрочной ликвидностью. Российские банки будут использовать “длинные” деньги для выплат краткосрочных вложений среди вкладчиков. Это понятие возникло в финансовом мире довольно давно. Оно характеризует тот тип инвесторов, которые вкладывают свои капиталы на длительный срок. Ориентируясь на Запад, можно говорить, что “деньги” - сродни долгосрочным инвестициям - от 5 лет и более, среднесрочная перспектива - от 2 до 5 лет, а краткосрочная менее 2-х лет. Таким образом, Центробанк РФ через ВЭБ выделил деньги более чем 100 российским банкам, которые должны были профинансировать реальный сектор экономики. Однако деньги до реального сектора не дошли, и, скорее всего, были использованы для решения собственных операционных проблем. В течение 2009 г. ЦБ планирует кредитовать банки, так как расплатиться с ЦБ банки в 2009 вероятно не смогут.

• Девальвация рубля.

Политика Центробанка по ослаблению рубля была необходима для нашей страны - экспортера в условиях падающих цен на энергоносители. Плавная девальвация помогла сократить расходы золотовалютных резервов. Также плавная девальвация помогла привлечь валютные вклады для населения компаниями и банками, что, в свою очередь, должно было помочь обслуживанию внешних заимствований. По прогнозам экспертов, в случае продолжения девальвации Центробанк России не пойдет на резкое снижение курса национальной валюты. В 2009 году может произойти два сценария обесценивания рубля по отношению к доллару. Первый, оптимистический – цена доллара составит 35 рублей, а по пессимистическому сценарию - 39 рублей за доллар. Но в действительности мы видим совсем иную картину: рубль укрепляется, а доллар падает, и на сегодняшний день его курс составляет 29,0156 руб.

• Рекапитализация банков.

К сожалению, капитализация большинства российских банков невысока. Поэтому все они оказывались перед проблемой низкой ликвидности своих акций на внешних рынках капитала. Те банки, которые большую часть свих активов держали в ценных бумагах, в первую очередь столкнулись с проблемами ликвидности после падения фондового рынка. ЦБ было выделено 950 млрд. руб. в виде субординированных кредитов. В начале февраля Правительство РФ задумалось о выделении еще дополнительных 500 млрд.руб. Однако, большая часть кредитов (>70%) была выделена госбанкам, что вызвало скептицизм среди некоторых экспертов.

• Компенсация банкам убытков на рынке МБК.

Целями данной меры были поддержка межбанковского кредитования, и привлечения ликвидности в пользу наиболее нуждающихся банков. Ликвидность в банковской системе есть, однако у каждого банка допуск к этой ликвидности имеется разный. Для преодоления данной проблемы, ЦБ заключил с 13 крупнейшими банками соглашения о компенсации части потерь от выдачи кредитов на рынке МБК. Данная мера являлась очень важной и своевременной, так как у ряда банков, неспособных выдержать испытания кризисом, могли бы быть отозваны лицензии в связи с невозможностью проводить платежи своих клиентов.

• Увеличение гарантий по вкладам населения.

Изъятие денег из банков вкладчиками способно повлечь за собой кризис банковской системы. Для борьбы с кризисом доверия к банкам государство обеспечило гарантию по вкладам физическими лицами в размере до 700,000 рублей.

• Рефинансирование внешней задолженности компаний и банков.

Погашение задолженностей осуществлялось через кредиты ВЭБ. Данная мера стала тем более необходимой на фоне оттока капитала из России. В соответствии с законом “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” от 10.10.2008 Государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” со дня вступления в силу настоящего Федерального Закона и до 31 декабря 2009 года включительно вправе предоставлять организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций.

Одной из наиболее эффективных антикризисных мер, является развитие и поддержка малого и среднего бизнеса. Российская экономика остается монопродуктовой и остро зависящей от мировых цен на энергоносители. При этом возможно, что сам процесс накопления основного капитала будет происходить, и уже происходил со сбоями. К примеру, в США почти 40% работает в фирмах с количеством сотрудников (менее 100 чел.). В России количество людей занятых в малом бизнесе около ~13%.

Что касается предложений по созданию новых рабочих мест в стране, то, на наш взгляд, самой привлекательной идеей, рассматриваемой в Госдуме является запуск крупных инфраструктурных проектов общенационального значения. Действительно, развитие крупных инфраструктурных проектов также приведет к развитию и росту российской банковской системы за счет роста спроса на финансирование со стороны промышленного сектора. Развитие таких проектов это долгосрочные инвестиции, которые приведут к созданию тысяч новых рабочих мест. Инвестиции государства в инфраструктуру также заложат основу для экономического роста после кризиса.

Естественным становится вопрос о том, как будут финансироваться такие крупномасштабные проекты. Учитывая дефицит ликвидности и высокий уровень инфляции, финансирование таких проектов может происходить через выпуск инфраструктурных облигаций. Главными особенностями этих ценных бумаг являются целевой характер заимствований и государственные гарантии. Преимуществом выпуска таких облигаций от простой денежной эмиссии в пользу эмитента является отсутствие инфляционного эффекта. К примеру, Китай активно развивает производство и инвестирует в строительство инфраструктурных сооружений по всей стране.

Многие из экспертов высказывают свои мнения по выработке дальнейшего курса, который было бы целесообразно принять правительству РФ для скорейшего и успешного преодоления существующего финансового кризиса.

Первое - требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы на финансовом рынке РФ, так как существующая база не конкурентна по сравнению с западной. В результате в условиях существующей нестабильной финансовой ситуации отечественный капитал предпочитает уходить в более надежные и защищенные в основном западные экономики.

Второе - в кризисной ситуации ставка рефинансирования должна быть снижена до минимума, как это сейчас делается в США и ЕС. По мнению аналитиков, высокая ставка будет ослаблять внутренний спрос и активность в реальном секторе. Повышение учетной ставки увеличивает стоимость кредитования всего реального сектора экономики, так как банки будут выдавать кредиты по неприемлемо высокой ставке.

Лидеры крупнейших экономик мира сходятся во мнении, что антикризисные действия, предпринимаемые в рамках отдельной страны, не принесут скорого результата. По итогам прошедшего в Лондоне саммита G20 страны «Большой двадцатки» согласовали антикризисный пакет стимулирования мировой экономики объемом $1 трлн. Из которых $250 млрд будут выделены через СДР (валюта Международного валютного фонда), а $500 млрд будут выделены для МВФ дополнительно. Кроме того, еще $250 млрд будут выделены для поддержания торговли. Больше ни к каким конкретным решениям лидеры G20 не пришли.

По нашему мнению, сейчас самое главное - это наличие скоординированных и целенаправленных действий правительств всех развитых и развивающихся стран для скорейшего выхода глобальных финансовых рынков из кризиса.



83. www.bfm.ru/news/2009/03/15/medvedev-v-rossii-sejchas-6-mln-bezrabotnyh.html
84. www.bfm.ru/news
85. www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=3180&ct=articles
86. www.eg-nline.ru/archive/item.php?ITEM_ID=43974
87. news.ntv.ru/150185/
88. Банковское обозрение, 24.11.2008.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года