Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ДОРОХИНА Е.Ю.
к.э.н., доцент
ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова», Москва

Кризисные явления в строительной отрасли и пути их преодоления

Кризисные явления, связанные с общим состоянием мировой экономики, серьезно затронули строительную отрасль России. В первом полугодии 2009 года наблюдались снижение объемов ввода жилья на 0,3%, сокращение работников и урезание зарплат. Безусловно, это не первое и не последнее падение в истории российской строительной индустрии, однако, по мнению экспертов, оно может стать самым болезненным.

В послевоенный период советские строители работали в соответствии с планом и государственным заказом, вводя в лучшие годы до 80 миллионов квадратных метров жилья, пока недостижимые для современной России. После распада СССР российская строительная отрасль пережила значительный спад. В частности, к концу 90-х годов объемы ввода жилья сократились примерно в два раза по сравнению с 1990-м годом. Система подготовки кадров была разрушена, а многие опытные инженеры и рабочие сменили поле деятельности. Строительная отрасль РФ заметно пострадала и от кризиса 1998 года, когда, по данным Ассоциации строителей России (АСР), только в 13 из 89 регионов страны строительный комплекс остался дееспособен.

С 2000 года, по мере улучшения экономической ситуации в стране, дела в отечественной строительной индустрии стали постепенно налаживаться. Так, по данным Росстата, объем строительных работ по стране с 2000 года за 8 лет вырос в 9 раз (с 503,8 миллиарда рублей до 4,528 триллиона рублей в 2008 году). На волне строительного бума в РФ увеличилось количество гастарбайтеров, особенно на московских стройках, но при этом наметился острый дефицит профессиональных кадров. Согласно статистике, за семь лет с 2000 года по 2007 год выросло в два раза (с 13% до 26%) количество строительных компаний, которые называли в качестве фактора, ограничивающего их деловую активность, недостаток квалифицированных рабочих. При этом, по статистике кадровых агентств, зарплата в строительной индустрии была на 20-30% выше, чем в других отраслях промышленности.

К кризису 2008 года строительная сфера подошла с вполне радужными показателями. По информации Росстата, с 1998 года по 2007 год доля строительных компаний, экономическое состояние которых на уровне выше среднего, выросла на 10% (с 5% до практически 15%), компаний, которые чувствуют себя нормально, стало больше на 15% (с 55% до 70%), а доля компаний, экономическое состояние которых ниже нормального уровня, снизилась на 25% (с 40% до 15%). Однако в августе-сентябре 2008 года, когда с последнего кризиса прошло десять лет, российские строители будто вернулись обратно в 1998 год. В начале осени 2008 года кризис незамедлительно отразился на работниках сферы недвижимости и строительства. До кризиса в строительной отрасли трудились больше 6 миллионов российских граждан и 1-1,5 миллиона мигрантов ? в основном, таджики, узбеки, молдаване, граждане Украины. С началом кризиса строительные компании сократили от 25% до 75% персонала. В основном это специалисты нижнего и среднего звеньев, хотя в части компаний сокращения коснулись даже топ-менеджеров.

До кризиса средняя зарплата строителя или работника на производстве стройматериалов была предметом зависти специалистов других отраслей промышленности. Действительно, до кризиса заработная плата у строителей была выше, чем в среднем в других отраслях промышленности, потому что был строительный бум. Особенно сильна эта тенденция была в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас зарплата для тех, кого не сократили, урезана в лучшем случае на 30%. При этом, если нижний порог зарплат работников среднего и высшего звеньев в строительстве в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, изменился на 5-10%, то вот зарплаты выше среднего уровня уменьшили основательнее. Если в Москве инженер-технолог в январе-апреле 2008 года мог получать максимально 70 тысяч рублей в месяц, то в январе-апреле 2009 года пределом является 45 тысяч рублей. Зарплаты руководства также сократились - в начале 2008 года руководитель инвестиционных девелоперских проектов мог получать и 250 тысяч рублей в месяц, а теперь компании ищут работников на те же позиции максимум за 150 тысяч рублей. При этом для работников крупных производств печально не только сокращение зарплат, но и то, что приостановлены льготы по коллективным договорам и социальным программам (кредиты, ссуды, акции).

По сравнению с 1998 годом, у строительной отрасли РФ есть масса возможностей для "выживания". Многие компании за этот период после 1998 года все-таки окрепли, государство стало более сильным и способным преодолеть негативные тенденции. Тогда у государства были огромные долги, сейчас же уровень правопорядка и макроэкономическое положение России на порядок лучше.

Обеспеченность заказами крупных организаций составляет 5 месяцев. Портфель небольших компаний (до 50 человек) в среднем расписан на 3 месяца вперед. В числе самых «больных» вопросов и крупные, и мелкие представители строительной отрасли называют высокий уровень налогов и неплатежеспособность заказчиков. Однако в определении третьей ключевой проблемы мнения разделились, представители крупных компаний по-прежнему не удовлетворены высокой стоимостью материалов (несмотря на то, что с начала года уже зафиксировано существенное падение цен), а представителей малого бизнеса больше беспокоит недостаток заказов.

Кроме того, уменьшение объемов инвестиций и сохраняющийся недостаток заемных средств, при большой зависимости строительной отрасли от банков, отражаются на объемах строительных работ. Финансовые результаты чрезвычайно снизились – за первые пять месяцев года прибыль составила 13,1 млрд. рублей, что ниже результатов прошлого года более чем на 60%.

Для строительных предприятий становится жизненно важным обернуть данность строительного рынка в долгосрочные конкурентные преимущества. Так как успех или неуспех предприятия, в конечном счете, определяют клиенты, во главу угла должны быть поставлены их новые стратегические интересы.

Для преодоления сегодняшней тяжелой ситуации возможно использование трех типов стратегий:

• стратегии всеобъемлющего главенства затрат;
• стратегии диверсификации;
• стратегии концентрации на ключевых моментах.

Стратегия всеобъемлющего главенства затрат состоит в достижении существенных преимуществ внутри отрасли путем экономии на размерах (Economics of Scale), строго контроля и реализации преимуществ ноу-хау относительно затрат. Стратегия главенства затрат не может являться единственным стратегическим решением, так как лечит скорее проявления, а не причины сегодняшней ситуации на рынке.

Стратегия диверсификации направлена на расширения спектра предлагаемых услуг, например, путем объединения услуг по приобретению участков, планированию и строительству. Заметим, что и при реализации такой стратегии нельзя забывать о затратах, хотя в данном случае они не являются первичной стратегической целью. При предоставлении дополнительных (сверх обычных строительных) услуг нужно заботиться о том, чтобы общие затраты не становились чрезмерными. В целом, стратегия диверсификации является довольно рискованной.

Стратегия концентрации на ключевых моментах предусматривает направление сил предприятия на небольшие сегменты рынка, например, на географический объект, определенный вид работ или конкретного заказчика. Концентрация на ограниченном поле позволяет предприятию работать эффективнее конкурентов, которые оперируют на всем рынке.

Положение предприятия становится более прочным при использовании синтетической стратегии, сочетающей диверсификацию и аспекты сегментирования.

Концепция системного бизнеса характеризуется следующими чертами:

• целостное решение проблем заказчика путем интеграции отдельных компонентов на основе системного подхода;
• готовое под ключ решение комплексных проблем заказчика одним исполнителем.

Именно полный охват всех проблем заказчика создает преимущества для системного подрядчика. Имитировать системный подход достаточно сложно, так как интеграция услуг требует специальных знаний, времени и ресурсов. Поэтому на таком зрелом рынке, как рынок строительных работ, синтетическая стратегия является многообещающей.

Системный строительный подрядчик ? это строительное предприятие, работающее в определенном сегменте рынка и предлагающее из одних рук пакет решений, ориентированных на весь жизненный цикл здания или сооружения. Общие решения, соответствующие потребностям клиентов, базируются как на функционально, так и на технически оптимальной системной концепции. Системный подрядчик выполняет свои непосредственные обязанности последовательно, на протяжении всего проекта. В кооперации с субподрядчиками он принимает на себя планирование, проведение строительных работ и обслуживание объекта в течение всего жизненного цикла.

Стратегия системного подрядчика создает обоюдную выгоду, как для строительного предприятия, так и для его клиента. Строительное предприятие становится «единственным» для заказчика, может непрерывно развивать и внедрять инновации, накапливать опыт. Польза клиента состоит в снижении объема затрат и оптимизации жизненного цикла объекта.

Реализация стратегии системного подрядчика достигается, с одной стороны, путем интегрированного предложения услуг, которые объединяются в рамках интегрированной модели выполнения работ и бизнеса, а, с другой стороны, путем, так называемого экономного производства (“Lean Production”), при котором сочетается индустриализация процессов производства и оптимизация процессов обслуживания и поддержки.

Системный строительный подрядчик достигает преимуществ, с одной стороны, ориентируясь на рынок, с другой стороны, ориентируясь на ресурсы (см. Рис. 1).

Считается, что ориентация на рынок обеспечивает долговременные конкурентные преимущества. Успех предприятия зависит от специфических характеристик отрасли, которые и определяют поведение предприятия.

При ориентации на рынок гарантией успеха является правильный выбор «продукт-рынок» на основе четырех предпосылок:

• выполнение работ на уровне «выше среднего» является результатом учета изменяющихся условий в структуре отрасли;
• все предприятия в сегменте располагают одинаковыми ресурсами и реализуют одинаковые стратегии;
• ресурсы, необходимые для осуществления стратегии, постоянно и мобильно оцениваются предприятием;
• менеджер принимает исключительно рациональные решения.



Цель стратегического управления состоит в том, чтобы на основе четкого анализа рынка и вытекающей из него рыночной стратегии позиционировать предприятия в привлекательный рыночный сегмент, преодолев вступительные барьеры.

При ориентации на рынок пренебрегают влиянием стратегических ресурсов на достижение конкурентных преимуществ. Однако нельзя отрицать, что предприятие ? это не только конгломерат административных единиц, но и совокупность ресурсов. Ориентация на ресурсы не противостоит ориентации на рынок, а скорее дополняет последнюю.

Исходными пунктами ресурсного подхода являются следующие:

• основу стратегического успеха образуют ресурсы предприятия, сознательно создаваемые в течение длительного времени; ресурсные преимущества необходимо защищать и использовать в долгосрочной перспективе для собственной пользы и на благо клиента;
• диверсификация предложения возникает на основе ресурсных преимуществ;
• ресурсные преимущества, диверсифицированное предложение и ведут к рыночному успеху.

Понятие «ресурсы» обозначает все, чем располагает предприятие, т. е. является очень широким. В научной литературе их разделяют, например, на физические, человеческие и организационные. Другая классификация содержит финансовые и технологические ресурсы, а также репутацию предприятия.

Для того чтобы давать конкурентные преимущества ресурсы должны характеризоваться следующими чертами:

• обладать стоимостью и вносить вклад в повышение эффективности предприятия;
• быть ограниченными;
• по возможности меньше изнашиваться;
• демонстрировать по возможности меньшую изменчивость;
• быть сложно имитируемыми и заменяемыми.

Реализацию ключевых особенностей системного строительного подрядчика обеспечивает именно ориентация на ресурсы.

К таким ключевым особенностям относятся:

• организация целостного управления рисками проектов;
• управление инновациями;
• управление знаниями;
• развитие индустриальных процессов изготовления.

Понятие «системный строительный подрядчик» абсолютно соответствует требованиям практики. Одновременно с рационализаторскими предложениями работники строительной отрасли должны оказывать сопутствующие услуги. При этом большое значение приобретают консультирование клиентов, управление проектами, контроль затрат и управление рисками.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года