Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МИЩЕНКО С.В.
К.э.н., Университет банковского дела Национального банка Украины,
г. Киев, УКРАИНА

Особенности регулирования денежно-кредитной сферы в период финансового кризиса

Мировой финансовый кризис убедительно продемонстрировал несовершенство надзорных и регуляторных систем большинства стран мира, подтвердил необходимость совершенствования инструментов монетарной политики, а также функций регуляторов и центральных банков в обеспечении финансовой стабильности.

С началом финансовых потрясений центральные банки ряда стран (США, Великобритании, Евросоюза, Японии, Австралии, Швейцарии) с целью предотвращения последствий финансового кризиса предприняли экстренные меры в денежно-кредитной сфере, а именно:
  • снижение базовых учетных ставок;
  • расширение форм, методов и условий предоставления ликвидности;
  • смягчение условий функционирования рынка финансовых ресурсов (расширение доступа к кредитам, увеличение срока предоставления средств, расширение перечня залогового имущества и т.п.).
В странах с развитой экономикой с целью противодействия кризисным явлениям базовые учетные ставки были снижены практически до нулевого уровня. Так, с декабря 2008 г. ставка ФРС по федеральным фондам находится в диапазоне 0,00-0,25%. С мая 2009 г. базовая ставка ЕЦБ по операциям рефинансирования установлена на уровне 1%, а базовая учетная ставка Банка Японии с октября 2008 г. - на уровне 0,30% [9].

Несмотря на активную роль центральных банков в борьбе с финансовым кризисом, традиционные методы денежно-кредитной политики оказались недостаточно эффективными. Поэтому монетарные власти вынуждены были использовать нетрадиционные меры и расширить инструментарий денежно-кредитной политики. Одним из первых нестандартные меры в борьбе с финансовым кризисом, начиная с августа 2007 г., предпринял ЕЦБ. В частности:

1) снижение базовой процентной ставки по операциям рефинансирования с 4,25% в июле 2008 г. до 1% в мае 2009 г., что было самым существенным снижением в Европе за столь короткий период.

2) управление ликвидностью на основе проведения регулярных операций по рефинансированию банков. С октября 2008 г. ЕЦБ начал предоставлять финансовые средства по процедуре тендера с фиксированной ставкой полного распределения («fixed rate full allotment» tender procedure) и значительно увеличил сроки погашения кредитов. Таким образом, банки получили доступ к «неограниченным» финансовым ресурсам со сроком погашения до 6-ти месяцев.

3) расширение спектра контрагентов, имеющих доступ к участию в операциях рефинансирования [6].

С целью противодействия последствиям финансового кризиса ЕЦБ стал активнее использовать традиционные инструменты денежно-кредитной политики, к которым относятся операции на открытом рынке, операции постоянного действия (предоставление или изъятие ликвидности в режиме овернайт), а также установление нормативов минимальных резервов. В частности, для проведения операций на открытом рынке применялись операции обратного выкупа, операции аутрайт (прямая покупка или прямая продажа ценных бумаг), выпуск долговых сертификатов, валютные свопы, привлечение срочных депозитов.

С 2007 г. ФРС, в порядке реакции на финансовые потрясения, также использовала различные механизмы: увеличение размера монетарных интервенций, открытие и удлинение срока кредитных окон, снижение ставки рефинансирования (discount rate) и ставки по федеральным фондам (federal funds rate). Основные меры ФРС по стабилизации финансовой системы и укреплению экономики включают [8]:

1) контроль краткосрочной процентной ставки (federal funds target rate). Снижение ставки может использоваться для стимулирования заимствований со стороны частного сектора и повышения спроса на финансовые ресурсы. В сентябре 2007 г. после того, как началась турбулентность на финансовых рынках и появились признаки нестабильности экономики, Комиссия по открытым рынкам (Federal Open Market Committee) начала активно снижать целевую ставку по федеральным фондам, и в декабре 2008 г. она была установлена на уровне 0,00-0,25%. По мнению FOMC, учитывая сложившуюся ситуацию, данное значение краткосрочной процентной ставки останется неизменным достаточно продолжительный период времени.

2) расширение перечня инструментов предоставления краткосрочной ликвидности финансовым институтам. Для этого была снижена ставка рефинансирования по программе «первичный кредит» (primary credit) до 0,5% , а срок предоставления займов продлен до трех месяцев. ФРС гарантировала предоставление краткосрочных кредитов устойчивым финансовым институтам по мере необходимости (в том числе на условиях аукциона по плавающей процентной ставке в зависимости от спроса на финансовые ресурсы), при условии, что стоимость обеспечения будет превышать сумму займа.

3) разработка совместно с Министерством финансов программ целевого кредитования, предполагающих предоставление ликвидности напрямую заемщикам и инвесторам на кредитных рынках. В частности, программа кредитования домохозяйств и малого бизнеса предполагает предоставление студенческих займов, автокредитов, и займов, гарантированных Управлением малого бизнеса [4].

4) расширение инструментария операций на открытом рынке путем покупки ФРС долгосрочных ценных бумаг. В 2009 г. осуществляется покупка долговых бумаг компаний под эгидой государства (government-sponsored enterprise), таких как Fannie Mae, Freddie Mac на сумму 200 млрд. долл. США. Кроме того, с целью снижения ставок по ипотечным кредитам и поддержания активности на рынке недвижимости ФРС планирует купить в 2009 г. ипотечные ценные бумаг на сумму 1,25 трлн. долл. [5].

Таким образом, использование инструментария денежно-кредитной политики приобретает особое значение в окончании спадов и укреплении подъемов в периоды финансовых потрясений, способствуя результативности макроэкономической политики, поддержанию совокупного спроса и экономического роста [3]. Однако для обеспечения финансовой стабильности, наряду с инструментами денежно-кредитной политики, необходимо активное использование мер фискальной политики и бюджетного стимулирования.

Международные финансовые организации, органы регулирования и правительства, разрабатывая планы долгосрочных действий по стабилизации финансовой системы, особое внимание уделяют укреплению основ регулирования, акцентируя внимание на необходимости реформирования мировой финансовой архитектуры. Предпринимаемые ими меры для повышения эффективности регулирования и надзора за финансовой системой осуществляются по трем основным направлениям:

1. Расширение спектра регулирования. В соответствии с традиционным подходом регулирование финансовой системы осуществляется по трём направлением: банковский сектор, небанковские финансовые институты и рынок ценных бумаг. Появление новых финансовых посредников и производных финансовых инструментов обуславливает объективную необходимость расширения спектра регулирования. Эффективная система регулирования должна обеспечить надлежащий надзор за более широким диапазоном финансовых посредников и контроль над выпуском и обращением новых финансовых инструментов.

2. Пересмотр параметров регулирования, включающий:
  • совершенствование системы управления рисками, в том числе методик оценки кредитного риска и риска ликвидности;
  • усиление требований к минимальному размеру капитала, формированию резервов, а также качеству залогового обеспечения;
  • совершенствование методик бухгалтерского учета финансовых инструментов;
  • принятие экстренных мер для нормализации состояния балансов банков, работа с проблемными активами, в том числе путем их государственного выкупа, создания банка проблемных активов, переходного или санационного банка.
3. Реорганизация институциональных основ регулирования. В зависимости от особенностей финансовой системы, обусловленных исторической спецификой, уровнем экономического развития и национальным законодательством, выделяют три основные модели надзорных систем: «секторную», «по задачами» и «единого регулятора». Появление новых финансовых посредников и сложных финансовых продуктов, обращающихся в различных сегментах финансового рынка, усложняет их регулирование в рамках «секторной» модели и обуславливает необходимость перехода к модели «единого регулятора», который в большинстве европейских стран начался в конце 1990-х годов, что было обусловлено следующими преимуществами:
  • более эффективное обеспечение защиты прав участников рынка финансовых услуг на основе единых методологических и методических принципов;
  • обеспечение надежного надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе с учетом оценки риска их деятельности;
  • устранение дублирования определенных функций, сокращение операционных затрат;
  • повышение качества финансового посредничества и усиление ответственности регулятора за принятые решения.
По мнению экспертов ЕЦБ, в условиях мировой финансовой нестабильности резко снижается способность развивающихся стран самостоятельно управлять собственной финансовой системой, что усиливает роль международных организаций и органов регулирования в обеспечении финансовой стабильности. Для достижения этой цели, на наш взгляд, деятельность международных организаций должна фокусироваться на 3-х основных направлениях [7]:

• надзор за функционированием финансовой системы;
• интенсификация международного сотрудничества в сфере разработки систем регулирования международных потоков капитала;
• поддержка финансовых систем развивающихся стран и формирующихся рынков.

Текущий финансовый кризис затронул страны с ранее прочными финансовыми системами, что подтверждает тезис о возможности импорта финансовых кризисов и обуславливает необходимость разработки мероприятий по снижению вероятности «финансового заражения» [3].

Проведенный анализ особенностей регулирования денежно-кредитной сферы в период кризиса позволяет сделать следующие выводы:

1. В условиях финансовых потрясений существенно возрастает роль органов регулирования и надзора денежно-кредитной сферы, a центральные банки вынуждены совмещать функции реализации денежно-кредитной политики и обеспечения финансовой стабильности. При этом денежно-кредитная политика, в силу своей оперативности и более высокой эффективности, является одним из основных инструментов влияния на финансовою систему и экономические процессы.

2. Национальные системы обеспечения финансовой стабильности отстают от инноваций на финансовых рынках, что обуславливает необходимость интенсификации сотрудничества правительств, органов регулирования и надзора, международных финансовых организаций с целью разработки и внедрения мероприятий по устранению последствий финансовых кризисов.

3. С целью предотвращения кризисных ситуаций необходима фундаментальная реформа системы регулирования и надзора, создание действенных механизмов раннего предупреждения кризисных явлений, совершенствование инструментов и методов денежно-кредитной политики, согласование механизмов взаимодействия бюджетной, фискальной и монетарной политики, а также разработка комплекса долгосрочных мероприятий по обеспечению эффективного функционирования денежно-кредитной сферы.



Источники

1. Андрюшин С., В. Бурлачков В. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики. - 2008. - №11.– С. 38-50.
2. Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности? // Вопросы экономики. - 2007. - № 12. - С. 4-26.
3. Перспективы развития мировой экономики. Кризис и подъем. МВФ. – апрель, 2009 // http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2009/01/pdf/sumr.pdf.
4. Ben S. Bernanke. Four questions about the financial crisis // Speech at the Morehouse College, Atlanta, Georgia, 14 April 2009 // http://www.bis.org/review/r090415a.pdf.
5. Federal Reserve System. Credit and Liquidity Programs and the Balance Sheet // http://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/bst.htm.
6. Jean-Claude Trichet. The financial crisis and the role of central banks – the experience of the ECB. Keynote at the international symposium marking the 50th anniversary of Bank Al-Maghrib, Marrakech, 29 May 2009 // http://www.ecb.int/press/key/date/2009/html/sp090529.en.html.
7. Henrique Meirelles. Bretton Woods II – on its way out? Speech at the 18th Frankfurt European Banking Congress, Frankfurt am Main, 21 November 2008. http://www.bis.org/review/r081128b.pdf.
8. The Federal Reserve's response to the crisis // http://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/bst_openmarketops.htm.
9. http://www.federalreserve.gov/fomc/fundsrate.htm; http://www.ecb.eu/stats/monetary/rates/html/index.en.html; http://www.boj.or.jp/en/type/stat/boj_stat/discount.htm.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года