Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

СЕРГЕЕВА И.Г.
д.э.н., профессор,
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Мировая финансовая интеграция и кризисные явления в финансовой сфере

Начиная с 1990–х гг. российский финансовый рынок все активнее интегрирует в мировую финансовую систему. Об этом свидетельствуют возрастающие темпы роста привлечения капитала крупнейшими российскими компаниями в таких мировых финансовых центрах, как Нью-Йоркская и Лондонская фондовые биржи, и приобретение иностранных активов.

Финансовая интеграция обладает двумя основными экономическими преимуществами:

- стимулирует экономический рост, способствуя наиболее эффективному распределению капитала и развитию финансовой системы в целом
- позволяет распределить риски путем формирования диверсифицированного портфеля и распределения отдельных специфических рисков между странами.

В то же время финансовая интеграция сопровождается определенными издержками. В условиях несовершенного рынка ценных бумаг финансовая интеграция может приводить к повышению чувствительности страны к макроэкономическим и финансовым кризисам. Отрицательное влияние оттока капитала проявляется в повышении уровня финансовой нестабильности и сокращении темпов роста экономики страны в краткосрочном периоде.

Тем не менее, зависимость между финансовой интеграцией и нестабильностью экономики страны неубедительна. Очевидно, что страны с высокоразвитой финансовой системой менее чувствительны к кризисам, но именно эти страны являются максимально финансово интегрированными в мировую экономику. В странах с развивающейся финансовой системой, в том числе и в России, устранение барьеров для международного движения определенных типов финансовых инструментов может привести к росту нестабильности экономики, так как в таких странах, как правило, не сформирована устойчивая финансовая инфраструктура и не осуществляется стабильная макроэкономическая политика. Поэтому для минимизации рисков, связанных с финансовой интеграцией, следует сформировать высокоразвитый и стабильный внутренний финансовый рынок.

В зависимости от степени близости финансовых связей между странами различают следующие типы финансовой интеграции:

- региональная интеграция в узком смысле – между странами с развивающимися рынками, которые расположены в одном регионе;
- региональная интеграция в широком смысле – между странами с развивающимися и развитыми рынками, которые расположены в одном регионе;
- глобальная интеграция - между странами с развивающимися рынками и основными мировыми финансовыми центрами (Нью-Йоркская, Токийская и Лондонская фондовые биржи).

О степени участия России в процессах финансовой интеграции свидетельствует быстрота реагирования отечественных фондовых индексов на изменение мировых фондовых индексов, активное участие российских крупнейших корпораций в программах выпуска и размещения ADR (американских депозитарных расписок) в мировых финансовых центрах, реакция российского фондового рынка на мировой финансовый кризис.

В связи с недостаточным развитием системы ипотечного жилищного кредитования и практически отсутствием долговых обязательств, обеспеченных пулами ипотечных кредитов, кризисные явления в финансовой сфере в России начались позднее, чем в странах с развитой финансовой инфраструктурой. Однако скорость и масштабы распространения кризиса свидетельствовали о влиянии на финансовый рынок как внутренних, так и внешних негативных факторов.

Среди внутренних факторов первоначально доминировало серьезное падение российских фондовых индексов, которое стало сопровождаться периодическими остановками торгов на российских фондовых биржах, что неизбежно стало приводить к оттоку капитала на западные биржевые площадки и активизации торгов ADR на акции российских эмитентов. К отрицательной динамике российского фондового рынка присоединилось действие такого внешнего фактора, как падение мировых цен на сырьевые ресурсы. Высокие цены на сырье обеспечивали профицит государственного бюджета и положительное сальдо торгового баланса, позволяли формировать стабилизационный и другие фонды поддержки экономического развития страны. Падение цен на нефть на мировых рынках оказало негативное влияние на российскую финансовую систему: стимулировало инфляционные процессы, вызвало понижение курса рубля и кризис в кредитно-банковской сфере.

Валютные кризисы отрицательно влияют на государственные финансы, так как государственные структуры, пытаясь ограничить снижение курса национальной валюты, начинают расходовать в процессе валютных интервенций средства государственных валютных резервов. В то же время увеличение валютных резервов в странах с развивающимися рынками свидетельствует о высокой степени вмешательства государства в процесс определения национального валютного курса с целью ограничения его колебаний. С одной стороны, в случае спекулятивного давления на валютный курс такие меры обеспечивают возможности государственной поддержки курса национальной валюты. С другой стороны, высокие темпы инфляции свидетельствуют о непоследовательности макроэкономической политики, в результате которой понижается кредитоспособность стран с фиксированным или контролируемым валютным курсом. Так, в октябре 2008 г. ЦБ РФ направил более 100 млрд. долл. на поддержание курса рубля[106].

Серьезным негативным фактором в экономике России является рост внешней задолженности российских компаний перед иностранными кредиторами. По данным ЦБ РФ, российский внешний долг по состоянию на 1 июля 2008 года составил 527 млрд. долл. США, в том числе государственный долг составлял лишь 39 млрд. долл.[106]. Следовательно, большая часть внешнего долга состоит из обязательств российских корпораций и банков.

Кризис на мировых финансовых рынках, повлекший удорожание финансовых ресурсов, привел к возникновению кризиса ликвидности в банковском секторе России, который так же, как и в развитых странах, проявился в форме недоверия контрагентов друг к другу, росте процентных ставок межбанковского кредитования и дефиците финансовых ресурсов.

Таким образом, в России кризис явился результатом воздействия, как внешних факторов, так и внутренних проблем, для решения которых необходимы серьезные структурные преобразования в экономике, стимулирование развития конкурентоспособного производства, формирование внутреннего инвестиционного спроса и соответствующих механизмов для его реализации.

В связи со стремительным распространением кризисных явлений Центральные банки и другие финансовые регуляторы пострадавших от кризиса стран предпринимают меры, направленные на устранение последствий кризиса, охвативших финансовые рынки и, как следствие, реальный сектор экономики, а также на повышение прозрачности финансовой системы.

В первую очередь усилия государственных органов нацелены на устранение шоков ликвидности и предотвращение массового банкротства финансовых институтов. С момента возникновения первых проблем на финансовых рынках регуляторы обеспечивают финансовые рынки дополнительной ликвидностью. Модель финансового регулирования, сложившаяся в развитых странах, стремительно трансформируется из свободного либерализма в преобладающее государственное регулирование.

Антикризисные меры, предпринимаемые в России, направлены на предотвращение резкой девальвации рубля, обеспечение ликвидностью банковского сектора, спасение банков-банкротов и помощь крупным корпорациям в погашении иностранных кредитов. Вместе с тем, недостаток ликвидности и изъятие депозитов физическими лицами наблюдается в большинстве коммерческих банков, ипотечные программы и автомобильные кредиты приостановлены, финансовые и производственные компании снижают издержки и сокращают штаты сотрудников. Так же, как регуляторы США и Великобритании, российские власти осуществили санации некоторых крупных банков (КИТ Финанс, Собинбанк, Связьбанк, Глобэкс, ВЕФК).

В настоящее время ФСФР, ЦБ РФ, Министерство финансов РФ, Государственная Дума предприняли следующие антикризисные меры:

- повышение краткосрочных процентных ставок;
- увеличение лимитов государственного страхования вкладов населения;
- снижение нормы резервирования для коммерческих банков и предоставление им кредитов;
- увеличение уставного капитала Внешэкономбанка и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию для поддержания финансового рынка и сектора ипотечного кредитования;
- осуществление целевой поддержки банков-банкротов с помощью Агентства по страхованию вкладов и государственных банков;
- снижение экспортных пошлин на сырьевые ресурсы;
- понижение ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Однако, несмотря на предпринимаемые в России и других странах меры, мировые фондовые индексы демонстрируют тенденции к понижению, сохраняется напряженное положение на мировых финансовых рынках. В связи с этим назрела необходимость стратегических изменений к подходам регулирования финансовых рынков и управления рисками.

Мировой финансово-кредитный кризис показал, что регуляторам следует пересмотреть общие подходы к управлению государственными и корпоративными финансами, скорректировать регулирование отдельных групп участников рынка (инвестиционных компаний, банков, рейтинговых агентств и прочих) в соответствии со спецификой их деятельности, пересмотреть раскрытие информации о сложных финансовых инструментах.



106. www.cbr.ru

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года