Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БЯШИМОВ М.К.
Аспирант,
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

IT-технологии в управлении транспортным узлом

В настоящем статье рассматриваются информационные системы контейнерных терминалов, используемые негосударственными стивидорными компаниями морских портов России с годовым грузооборотом контейнеров свыше 100 тыс. TEU (двадцатифутовый эквивалент) по итогам 2008 года. Порог грузооборота выбран исходя из оценки эффективности внедрения информационных систем оперативного управления на морских контейнерных терминалах.

Можно выделить два основных класса информационных систем, применяемых для автоматизации контейнерных терминалов: системы документооборота и системы оперативного управления.

Первый класс систем предназначен для регистрации и учета документов на контейнерном терминале. Как правило, такие системы охватывают весь документооборот контейнерного терминала, за исключением бухгалтерского учета, для которого используется специализированное программное обеспечение.

Системы оперативного управления представляют более сложный класс систем. Именно использование системы оперативного управления позволяет контейнерному терминалу значительно снизить свои эксплуатационные затраты. Эти системы предназначены для управления персоналом и техникой на контейнерном терминале в реальном времени с целью повышения эффективности обработки контейнеров. В отличие от системы документооборота, где работы выполняются по инициативе человека, система оперативного управления самостоятельно формирует и выдает задания персоналу на выполнение тех или иных видов работ и контролирует их выполнение.

Список рассматриваемых компаний с указанием их грузооборота за 2008 год, и использованием в них информационных систем для автоматизации процессов на контейнерных терминалах приведен ниже в Таблице 1.



Далее подробно рассмотрим каждую из систем оперативного управления и систем документооборота:

1. Системы собственной разработки.

Так называемые самописные системы обычно разрабатываются под нужды конкретного терминала силами отдела информационных технологий самого порта или контейнерного терминала. Многие из них создавались, когда на рынке еще не было качественных коммерческих систем. Следует отметить, что системы собственной разработки охватывают только сферу документооборота и не затрагивают оперативное управление из-за высокой сложности реализации такого функционала и несоответствия системы архитектуре реального времени. Несмотря на возможные сложности с поддержкой и масштабированием самописной системы, некоторым таким системам удается обрести самостоятельность и выйти на рынок в качестве коммерческих систем.

2. Контерра.

Система документооборота «Контерра» разработана российской компанией «Ролис», образованной в 2004 году в составе группы компаний под управлением Национальной контейнерной компании (НКК) на базе информационных служб ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Система «Контерра» фактически является корпоративным решением для всех контейнерных терминалов НКК. «Контерра» как раз является примером самописной системы, которой удалось выйти за пределы своего контейнерного терминала.

3.Solvo.

Российская компания «СОЛВО», основанная в 1995 году, известна больше как лидер рынка автоматизированных систем управления складскими комплексами. Однако в арсенале этой компании есть также системы автоматизации контейнерных терминалов: документооборота Solvo.DMS и оперативного управления Solvo.CTMS. Первый проект по внедрению Solvo.CTMS был выполнен на ПКТ в 2001 году. География данного решения не ограничена территорией России. Система Solvo.CTMS сейчас также эксплуатируется на Украине в Ильичевском МТП и в Эстонии на контейнерном терминале Muuga. Система документооборота Solvo.DMS более молодая. Ее первое внедрение состоялось в 2006 году на контейнер ном терминале «Новорослесэкспорт». Наличие сразу двух систем автоматизации контейнерного терминала одного поставщика является конкурентным преимуществом компании «СОЛВО». Сейчас «СОЛВО» ведет еще ряд проектов по внедрению Solvo.DMS и Solvo.CTMS на действующих и строящихся контейнерных терминалах в России.

4.CargoPrime.

Еще одна российская разработка – система документооборота «Cargo Prime: Контейнерныйтерминал», реализованная на базе «1С:Предприятие 8.0» компанией «Диалог ИТ». Первая версия системы была внедрена в ноябре 2003 года на контейнерном терминале «Моби Дик» в Кронштадте, что было обусловлено выходом новой версии системы «1С:Предприятие 8.0». Следующий проект по автоматизации контейнерного терминала Калининградского морского торгового порта (КМТП) был завершен в январе 2007 года, где система CargoPrime пришла на смену устаревшей системе документооборота собственной разработки КМТП. В планах проекта стоит разработка модулей подсистемы управления прочими грузопотоками, нормирования рабочего времени, управления оборудованием и оптимизации расстановок контейнеров и грузов на терминале, а также подключение радиооборудования.

5.Cosmos.

Система Cosmos имеет единственное внедрение в России на контейнерном терминале ОАО «Петролеспорт» в Санкт-Петербурге. Договор между бельгийской компанией Cosmos N.V. и «Петролеспортом» был подписан в ноябре 2003 года. На момент окончания проекта в «Петролеспорту» было установлено три из десяти модулей системы: модуль документооборота (CTCS), модуль управления площадкой (SPACE) и модуль управления перегрузочной техникой (TRAFIC). В рамках развития проекта планировалось развертывание модуля управления операциями на причале (SHIPS), но о результатах его внедрения на сегодняшний день информации нет.

Выводы и прогнозы:

Поскольку Национальная контейнерная компания владеет существенной долей крупнейших контейнерных терминалов России, «Контерра» автоматически занимает большую часть рынка систем документооборота контейнерных терминалов (27%). Другие две российские коммерческие системы, Solvo и CargoPrime, занимают по 18% рынка, оставляя позади бельгийскую Cosmos и самописные системы (которые суммарно составляют 27%). Распределение рынка систем документооборота контейнерных терминалов наглядно представлено ниже на Диаграмме 1.



С ростом количества контейнерных терминалов и, соответственно, увеличением емкости рынка информационных систем соотношение доли «Контерры» и остальных поставщиков решений, по всей вероятности, будет пропорционально доле НКК на рынке контейнерных терминалов. Это объясняется тем, что НКК, по описанным выше причинам, будет автоматизировать документооборот своих контейнерных терминалов с помощью «Контерры». В то же время маловероятно, что другие контейнерные терминалы установят у себя эту систему, разработанную, по сути, конкурирующей компанией. Поэтому они будут выбирать для автоматизации альтернативных поставщиков решений.

На текущий момент на российском рынке присутствуют всего две компании, имеющие завершенные проекты в данной области: «СОЛВО» и Cosmos, которые занимают 45% и 10% от общего количества контейнерных терминалов соответственно. Если рассматривать доли этих компаний только по выполненным проектам, то «СОЛВО» занимает более 80% рынка систем оперативного управления контейнерными терминалами и практически не предоставляет альтернатив в выборе поставщика системы оперативного управления контейнерным терминалом. Распределение рынка систем данного класса наглядно представлено ниже на Диаграмме 2.



Сложившаяся картина напоминает ситуацию 2005 года на рынке систем управления складскими комплексами, когда каждый выполненный проект давал поставщику решения примерно десятую долю рынка. Компания «СОЛВО» тогда занимала около 50% рынка складских систем автоматизации. Сейчас ситуация изменилась в связи с приходом на российский рынок крупных западных поставщиков, а также появлением множества новых российских решений. Но это было обусловлено в первую очередь ростом рынка складской недвижимости.

Можно предположить, что рынок систем автоматизации морских контейнерных терминалов ожидает подобный сценарий развития. Однако в силу своей специфики и необходимого объема инвестиций морские контейнерные терминалы не могут развиваться с такой же скоростью, как складские комплексы. Безусловно, в ближайшем будущем картина изменится после ввода в действие строящихся контейнерных терминалов, модернизации некоторых портов, а также наращивания мощностей уже эксплуатируемых контейнерных терминалов, если такому развитию не будет препятствовать нынешняя экономическая ситуация. Но в любом случае ожидать их бурного роста не приходится.

С другой стороны, уже некоторые схожие тенденции на рынке систем автоматизации контейнерных терминалов наметились. На рынок активно пытаются выйти западные компании со своими системами. Однако перед ними стоят препятствия в виде необходимости локализации решений и отсутствия опытных команд для их внедрения. Некоторые российские компании заявили о выпуске новых продуктов для контейнерных терминалов. Но поскольку эти решения еще нигде не установлены, весьма вероятно, что первые проекты (если они состоятся) будут сопряжены со значительными трудностями, свойственными новым программным продуктам.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года