Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЗИНИН П.Б.
Аспирант кафедры государственного и административного права,
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Коммерческая и государственная тайна

Актуальность изучения коммерческой тайны в условиях рыночной экономики подчеркивается широким распространением в стране неэкономической, недобросовестной, незаконной конкуренции. Необходимо изучить какие сведения тайного характера защищают коммерсанты, систему и методы защиты коммерческой тайны предприятия, выделить экономическую целесообразность данного вида тайны на предприятии. Особое внимание уделить технологической информации научно-технического характера в виде ноу-хау. В связи с постоянно совершенствующейся нормативно-правовой базой, регулирующей институт коммерческой тайны, необходимо выявить правовые проблемы в данной области.

В свою очередь проблема государственной тайны актуальна во все времена, т.к. является составной и неразрывной частью укрепления экономической мощи и обороноспособности государства, ее национальных интересов. При изучении института государственной тайны необходимо определить сведения, подлежащие режиму секретности, систему защиты государственной тайны, органы и должностные лица, участвующие в проведении организационно-правовых мероприятий по защите государственной тайны. Выявить экономические цели государственной тайны на предприятии. Выделить правовые проблемы, сопровождающие институт государственной тайны, и пути их решения.

Институт государственной тайны является важнейшим инструментом, с помощью которого обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны.

Правовая основа института государственной тайны базируется на Конституции Российской Федерации, которая закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом[114]. Эта норма разделяет всю возможную информацию как объект правоотношений на две группы – открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем самого жесткого ограничения – государственную тайну.

Правовые отношения в области института государственной тайны регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О государственной тайне», отдельными нормами ряда законов, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Базовым законом института государственной тайны является Федеральный закон «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в целях обеспечения безопасности РФ.

Согласно вышеназванному закону государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации[115].

Как отмечает Алексенцев А.И., термин «распространение» термин распространение в данном случае является неопределенным. Распространение может быть не только несанкционированным, но и разрешенным, оно может нанести ущерб, а может и не нанести. Этот критерий констатирует возможные последствия распространения сведений, тогда как логичнее было бы назвать преимущества, получаемые оттого, что сведения находятся в тайне. Автор считает правильным признать следующее определение: «государственная тайна – вид тайны, включающий устанавливаемую законом и защищаемую государством информации в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, доступ к которой ограничивается в интересах безопасности РФ»[116].

Основными объектами информационных правоотношений в области государственной тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности.

Субъектами правоотношений в этой сфере является государство в лице уполномоченных органов государственной власти, и их должностных лиц, органов защиты государственной тайны; предприятия, учреждения, организации, а также граждане, допущенные к государственной тайне.

Для государственной тайны устанавливается «особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации»[117].

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, отражает совокупность сведений в определенных областях деятельности государства, требующие защиты со стороны государства путем засекречивания.

Данный перечень утверждается Указом Президента РФ[118], в котором также указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению.

В состав сведений в военной области входят: сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и оперативной обстановке.

К сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, отнесены: сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно - розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

При анализе приведенного перечня можно сделать вывод о его излишней "милитаризованности". Так, к числу ключевых понятий документа отнесены "военные объекты", "режимные объекты", "войска", "вооружение", "военная техника", "объекты оборонной промышленности", "оружие массового поражения". На практике подобная "милитаризованность" российской государственной тайны оборачивается тем, что многие явления и процессы гражданской жизни в рамках такой идеологии пройдут мимо государственных тайн, что весьма опасно с точки зрения национальной безопасности страны[119].

Под коммерческой тайной, секретом производства понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Коммерческая тайна подразумевает конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду[120].

Преимущества над конкурентами, достигаемые за счет владения такой информацией состоят в способности предприятия производить изделия, уникальные по назначению, по качеству, обеспечивать высокий доход ее производителю.

По сферам и характеру деятельности предприятия можно выделить группы сведений, составляющих коммерческую тайну.

Сведения о финансовой деятельности. Параметры деятельности предприятия, выраженные в денежном эквиваленте, могут дать обширное и довольно исчерпывающее представление о его финансовом состоянии, наличии задолженности, объеме оборотных средств, географии производимых платежей и т.д.

Информация об используемых предприятием кредитах может быть использована для определения и выяснения особенностей нового направления деятельности (коммерческих замыслов и проектов). Сведения о размере фонда заработной платы позволяют примерно оценить численный и качественный состав работников предприятия (хотя данные характеристики в соответствии с действующим российским законодательством и не могут объявляться конфиденциальными, на самом деле они являются весьма ценной для предприятия информацией.

Информация о рынке, производимых предприятием маркетинговых исследований, а также экспериментах, связанных с привлечением потенциальных клиентов к производимой продукции или оказываемых услугам, представляют интерес в качестве готового информационного продукта, полученного в ходе затратной деятельности. Информация такого рода должна охраняться особенно тщательно, поскольку именно с ее помощью предприятие может добиться существенного увеличения рентабельности своей деятельности, увеличить свою долю на товарных рынках или рынках услуг.

Сведения о производстве, объеме и ассортименте выпускаемой продукции выполнении работ либо специфики оказываемых услуг дают некоторые представления об используемых предприятием технологиях, о наличии либо отсутствии собственного исследовательского подразделения и т.п.

В соотношении государственной и коммерческой тайны главным будет - провести четкую границу между сведениями, которые свободно доступны всем в виде рекламных объявлений, между информацией о высоком качестве работ или услуг, прочими сведениями, распространение которых приносит прямую или косвенную выгоду для предприятия, и между сведениями, распространение которых нежелательно ввиду возможности снижения такого рода выгоды[121].

В современной России государственная тайна есть самостоятельное явление. Правовое регулирование оборота государственной тайны, допуски, составление перечней и других технологических моментов, обеспечивает безопасность государства и защиту экономических, национальных интересов страны. Государственной тайной могут охватываться сведения, которые не имеют рыночной стоимости или которые никогда прямо не выходят на какие-либо коммерческие рынки. В крайне редких случаях, характерных для экспорта российских вооружений и военной техники, секретные в России научно-технические, производственные и технико-экономические показатели на специальной договорной основе передаются другим государствам, которые в рамках своей национальной государственной тайны обязуются обеспечить ее защиту.

С другой стороны, часть коммерческой тайны может относиться к государственной тайне.

Основная цель защиты государственной тайны на предприятии сводиться, к тому, чтобы не позволить сопернику получить доступ к охраняемому носителю информации. Чтобы информация не стала достоянием посторонних лиц, собственник ее засекретивший, устанавливает определенный режим, правила ее защиты, ограничивает сферу ее обращения. Однако большой массив секретных сведений превращает государственную тайну из эксклюзивного в заурядное явление. Утрачивается сущность государственной тайны. Система уголовно-правовой защиты государственной тайны должна фокусировать внимание на наиболее опасных деяниях при обращении с государственной тайной, независимо от того, совершает ли их законный или незаконный обладатель государственной тайны.



114. Ч.4 ст.29 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 26.01.2009, N 4, ст. 445.
115. Ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года № 5485-1 (ред. от 01.12.2007 N 318-ФЗ) // СПС «Консультант плюс».
116. Алексенцев А.И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны // Безопасность информационных технологий. – 1999. – № 3. – С. 65-71.
117. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрист, 2004. – С. 364.
118. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (ред. от 30.04.2008 N 654) // СЗ РФ. 04.12.1995, N 49, ст. 4775.
119. Бобылов Ю.А. Государственная тайна и засекречивание Российской науки – новый специфический ресурс преодоления экономического кризиса и подъема конкурентоспособности России!? // «Вестник РФФИ». 2002. Вып. 1(4). С.13.
120. Ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 года № 98– ФЗ (ред. от 24.07.2007г. № 214-ФЗ с изм.и доп. от 01.01.2008г.) // СЗ РФ. 09.08.2004, № 32. Ст. 3283.
121. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учеб. Пособие для вузов / А.А. Одинцов. – М.: «Академия», 2006. – С. 119.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года