Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МАТВЕЙЧЕВ С.В.
Адвокат, Санкт-Петербургская городская коллегия адвокатов

Краткий обзор положений постановления правительства РФ от 2 октября 2009 № 783 «О некоторых мерах по реализации федеральных законов «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»

В современных экономических условиях особое значение в деятельности Правительства Российской Федерации приобретают вопросы оперативного управления отраслями экономики. Своевременное формирование нормативной базы, регулирующей практические вопросы функционирования отраслей российской экономики является одним из способов действенного влияния Правительства Российской Федерации на экономические процессы в стране.

Учитывая сохраняющуюся в российской экономике тенденцию к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющей, а также выводы ряда специалистов о том, что без интенсивной работы в сфере рационального использования природных ресурсов основные виды сырья могут иссякнуть уже через 10 - 15 лет, внимание Правительства Российской Федерации к практическим вопросам использования ресурсов континентального шельфа Российской Федерации вполне закономерно.

12 октября 2009 года в Собрании законодательства Российской Федерации №41 ст.4769 было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года №783 «О некоторых мерах по реализации федеральных законов «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»[146].

Положения данного нормативного акта призваны решить ряд вопросов, без практического урегулирования которых невозможно законное использование ресурсов континентального шельфа Российской Федерации. К числу таких вопросов необходимо отнести следующие:

- детализация полномочий органов государственного управления Российской Федерации в части лицензирования ряда видов хозяйственной деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации;
- организация взаимодействия органов государственного управления по вопросам обеспечения национальной безопасности в ходе освоения ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

Из буквального содержания Постановления следует, что Правительство Российской Федерации наделяет:

- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации полномочиями определять условия и порядок выдачи лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также полномочиями определять и методы производства такой энергии;
- Федеральную службу по надзору в сфере природопользования выдавать разрешения на проведение буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации, выдавать разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации;
- Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору выдавать лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществлять государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации;
- Федеральное агентство по недропользованию выдавать лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа Российской Федерации, выдавать лицензии на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вышеуказанные полномочия в соответствии с положениями обсуждаемого Постановления могут быть реализованы только в тесном взаимодействии с другими министерствами. Например, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает разрешения на проведение буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральным агентством по науке и инновациям, Федеральной таможенной службой, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Необходимо сказать о том, что реализация большинства правомочий, указанных в Постановлении, невозможна без согласования с Министерством обороны Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"[147], определяя статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, прямо не касается вопросов обороноспособности страны. При этом, Правительство Российской Федерации, принимая меры по реализации федеральных законов «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», вполне обосновано учитывает вопросы обеспечения обороноспособности страны. Тем более, что в соответствие с положениями ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне»[148] организация обороны включает в себя координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны.

Однако практика работы органов государственного управления Российской Федерации позволяет говорить о том, что межведомственное согласование, как способ координации деятельности органов государственного управления, может серьёзно затруднить реализацию мер, предусмотренных Постановлением.



146. См. Собрание законодательства Российской Федерации от 12.10.2009 г. №41 ст.4769
147. См. Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г., N 49, ст. 4694
148. См. Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. N 23 ст. 2750

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года