Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ИВЕР М.С.
Соискатель кафедры теории и социологии управления
Уральской академии государственной службы г. Екатеринбург

Энергоэффективность экономики: стимулы и барьеры

В настоящий момент можно констатировать замедление темпов роста энергетического сектора российской экономики.

Энергоэффективность, как было отмечено в выступлении Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Государственного совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики в Архангельске 02 июля 2009 г., «настолько злободневная и в то же время тяжелая для нас тема, что практически все направления работы по этой теме следует признать весьма и весьма необходимыми».

Проблема энергосбережения существовала всегда. Но первые меры регулирующего воздействия государства на уровень энергопотребления в промышленно развитых странах появились только после возникновения в 1973 г. кризисной ситуации в нефтеснабжении. В нашей стране в тот период это событие получило определение первого энергетического кризиса в капиталистическом мире: т.е. нам это не грозит! Какие первые меры были приняты этими странами в 1974 г.? Это меры запрещающего характера, направленные на снижение расхода моторного топлива, введение ограничений на скорость движения автомобильного транспорта, на продажу бензина для личных автомобилей в выходные дни, на световую рекламу, объем ночного освещения и др.

Все эти действия вряд ли можно назвать популярными и соответствующими правам человека, поэтому началась, и продолжается до сих пор разработка и реализация на государственном уровне комплекса административно-законодательных мер, направленных на повышение эффективности использования топлива и энергии в различных сферах экономики.

Пожалуй, первый закон об энергосбережении был принят в Федеративной Республики Германии (ФРГ) 28 июля 1976 г. Он регулировал следующие направления деятельности:

- теплоизоляцию зданий;
- энергосбережение отопительных установок;
- распределение оплаты за отопление.

Вызвано это было тем, что именно здесь сосредоточен основной потенциал энергосбережения, т.к. в ФРГ треть всего первичного потребления энергии составляют отопление и горячее водоснабжение.

В 1982-1986 гг. во Франции, Бельгии, Дании был сделан существенный прорыв в области управления спросом на энергию с целью ее экономии посредством введения новых систем тарифов.

В настоящее время в Европейском Союзе вопросы ресурсосбережения и экологии регулируются специальными директивами, которые являются обязательными для исполнения всеми странами Европейского Союза.

В США действует широкий спектр федеральных актов и законов штатов, регулирующий отношения производителей и покупателей энергии и энергоресурсов. Защита прав потребителей осуществляется активно развитой юридической и судебной практикой.

В Японии законодательство в области энергетики формировалось непосредственно после Второй мировой войны под влиянием американского опыта. Его результативность подтверждается тем, что Япония, не имея собственных энергетических ресурсов, стала одной из самых энергоэффективных стран мира. Энергоемкость валового продукта Японии более чем в 3 раза ниже этого показателя России, а в 1947 г. наши страны были практически на одном уровне энергопотребления в промышленном производстве.

Основными из законодательных мер, используемых в настоящее время правительствами стран Европейского союза при наличии свободных цен на топливо и регулируемых государством в большинстве стран тарифов на энергию, являются:

- меры финансового (фискального) характера, поощряющее энергоснабжение;
- организация рекламно-информационных и пропагандистских компаний;
- внедрение и периодическое ужесточение стандартов энергоэффективности и системы маркировки энергопотребляющего оборудования и приборов;
- поддержка и проведение энергетических исследований;
- поддержка новых исследований и разработок в сфере энергосбережения» [26].

Вопрос о снижении энергоемкости в России был поднят Президентом Дмитрием Медведевым летом 2008 г. В июне 2008 г. он подписал Указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

«Согласно Указу:

1) энергоемкость ВВП России к 2020 г. должна снизиться на 40%;
2) повышение энергоэффективности должно стать основным энергетическим ресурсом экономического роста до 2020 г.;
3) повышение энергоэффективности должно стать приоритетом энергетической стратегии России» [27].
В Государственной Думе РФ обсуждается проект закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Документ уже одобрен в первом чтении. В готовящемся федеральном законе должны будут найти отражение следующие нормы:

Жилищный фондВведение стандартного комплекса обязательных мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества многоквартирных домов Предоставление возможности заключения долгосрочных энергосервисных контрактов Введение в обязанность застройщикам соответствовать требованиям энергоэффективности
Энергетика и ЖКХВведение в обязательном порядке приборов учета, их установка; введение в обязанность процедуры поэтапного установления этих приборов учета Введение долгосрочных тарифов с сохранением экономии, возникающей в результате мероприятий по энергосбережению Введение требования по реализации программ энергоэффективности, энергосбережения для компаний естественных монополий
Экономическое стимулированиеУстановление права на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для проектов по энергоэффективности Введение гарантии амортизационных льгот для самого энергоэффективного оборудования Предоставление инвестиционных налоговых кредитов организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность [28]

Однако «пока не принято новое законодательство, все заявления о повышении энергоэфективности, по мнению экспертов, носят декларативный характер. «Программы энергосбережения не подкреплены действенными экономическими и законодательными мерами, зачастую предпринимаются поздно, и реальная работа переходит в разряд «бумажной», - указывает заведующий кафедрой Московского института энергобезопасности и энергосбережения Валерий Аванесов» [29].

На уровне целого ряда регионов формируются или уже действуют соответствующие программы. К примеру, наиболее значимые из них в Свердловской области:

«1. Программа энергосбережения в Свердловской области, с установкой приборов учета и систем погодного регулирования в бюджетных учреждениях (реализуется с 2000 г.).

2. Программа перевода котельных на местные виды топлива. Целью данной программы является перевод нерентабельных котельных, работающих на электроэнергии, мазуте, нефти, на местные виды топлива (местные угли, торф, дрова, отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности). В 2008 г. на территории 19 муниципальных образований реконструировано и переведено на альтернативные и местные виды топлива 59 котельных. Экономическая эффективность мероприятий составила 40%.

3. Внедрение систем частотного регулирования электроприводов. В результате реализации программы произведена автоматизация более 50 насосных станций. Средний срок окупаемости мероприятий – 1,5 г.

4. Развитие малой гидроэнергетики (до 2015 г. на территории Свердловской области будет построено 15 малых гидроэлектростанций общей установленной мощностью порядка 10 МВт)» [30].

5. Создание в 2006 г. по Указу Губернатора Свердловской области «Института энергосбережения». «Институт является региональным межотраслевым центром исследований и разработок по повышению энергоэффективности и энергобезопасности. В его структуре функционируют 4 отдела – экономико-энергетического анализа и прогнозирования; повышения энергоэффективности в бюджетной сфере и жилищном комплексе; научных исследований и внедрения энергоэффективных технологий; энергоэффективных зданий. Имеется мобильная лаборатория для проведения приборных энергетических обследований.

Штат Института состоит из 25 высококвалифицированных сотрудников. Здание Института оборудовано современной автоматизированной погодозависимой системой индивидуального отопления и кондиционирования.

Самыми заметными достижениями Института энергосбережения за 3 года являются:

- разработка методики и выполнение расчетов прогнозного топливно-энергетического баланса Свердловской области на 2010-2015 гг. (совместно с ИЭ УрО РАН);
- выполнение прогноза показателей экономическо-энергетической эффективности Свердловской области до 2030 г.;
- специалистами Института подготовлен и издан первый в России учебник «Основы энергосбережения» [31].

6. Проект «Екатеринбург – энергоэффективный город». «Данная идея поддержана российско-германской стратегической группой по финансово-экономическим вопросам при Правительстве России. Проект обсуждался на саммите руководителей России и Германии – Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель в Санкт-Петербурге 02 октября 2008 г. После этого глава государства дал поручение министру энергетики РФ Сергею Шматко выбрать российский город, подходящий для реализации такого проекта. Выбор пал на Екатеринбург» [32].

«Соглашение о сотрудничестве было подписано в феврале 2009 г. министром энергетики РФ Сергеем Шматко, председателем Правительства Свердловской области Виктором Кокшаровым, Президентом компании Siemens Петером Лешером и главой города Екатеринбурга Аркадием Чернецким» [33].

«Пилотный для России проект предполагает анализ имеющейся инфраструктуры столицы Среднего Урала – сферы ЖКХ, транспорта, промышленных предприятий, анализ ее воздействия на окружающую среду, затем – выработку технологий для улучшения энергоэффективности во всех этих отраслях» [34].

«Для реализации проекта формируются рабочие группы трех уровней: руководящий комитет – должен собираться не реже одного раза в месяц (должен решать политические аспекты проекта); концептуальная команда – еженедельные встречи (решение политических и бизнес аспектов); непосредственно рабочая группа будет вести работу над проектом» [35].

Нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны. По оценке, до 2015 г. темпы снижения энергоемкости при отсутствии скоординированной государственной политики по энергоэффективности могут резко замедлиться. С одной стороны, запасов нефти и газа в России пока еще достаточно, однако увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций. И сегодня, на фоне ухудшающей структуры запасов и уже зафиксированного снижения объемов добычи нефти, мы являемся свидетелями активнейшей дискуссии между компаниями и правительством о мерах по обеспечению устойчивого функционирования нефтяной отрасли.

Обсуждение основных параметров запуска таких механизмов сейчас уже идет. Очевидно, что среди наиболее привлекательных и наименее затратных – снижение энергоемкости экономики, модернизация наиболее расточительных в этом отношении отраслей промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Так, по самым скромным подсчетам, без учета многих сопутствующих факторов, в том числе временного, выполнение комплекса энергосберегающих мероприятий, выводящего Россию на современный среднеевропейский уровень, только в федеральной бюджетной сфере позволит снизить потребление топливно-энергетических ресурсов на 30-35%, а расходы бюджета – на 4-5 млрд. долларов в год».



26. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Основы энергосбережения: Учебник. Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2009. С. 98-99.
27. Кожуховский И.С. О корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, повышения энергоэффективности экономики и уровня использования ВИЭ // РСПП Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике/ Материалы семинара-совещания «Энергоэффективная экономика: региональный аспект». Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области, г. Екатеринбург, 25.09.2009. Эл. версия.
28. См. Ключевое направление // Энергетика и ЖКХ Урала: Журнал / ИД «Уралстройсоюз». Екатеринбург, 2009. Июль. С. 7.
29. Парфенов М. Энергоснабжение: есть ли стимул экономить? // Новая генерация: Журнал / ЗАО «Комплексные энергетические системы». М., 2009. №1. С.12.
30. См. Энергоэффективный проект // Энергетика и ЖКХ Урала: Журнал / ИД «Уралстройсоюз». Екатеринбург, 2009. Май. С. 4-5.
31. См. Институт энергосбережения. 18.10.2008. / http://book.uraic.ru/news_topic/2008/10/329
32. См. Siemens будет превращать Екатеринбург в «Энергоэффективный город». 03.12.2008. / http://www.justmedia.ru/news/economy/2008/12/03/47883
33. Энергоэффективный проект // Энергетика и ЖКХ Урала: Журнал / ИД «Уралстройсоюз». Екатеринбург, 2009. Май. С. 4.
34. См. Siemens будет превращать Екатеринбург в «Энергоэффективный город». 03.12.2008. / http://www.justmedia.ru/news/economy/2008/12/03/47883
35. См. Энергоэффективный проект // Энергетика и ЖКХ Урала: Журнал / ИД «Уралстройсоюз». Екатеринбург, 2009. Май. С. 5.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года