Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БУЛКИНА И.А.
Аспирант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого,
старший преподаватель НОУ ВПО «Институт бизнеса и права»

Взаимодействие населения с учреждениями здравоохранения: социологический аспект

Взаимодействие населения с медицинскими учреждениями – одна из малоизученных и сложных проблем в отечественных исследованиях медико-социологического плана. Эта проблема лежит на стыке нескольких относительно самостоятельных сфер в обширной медико-социологической проблематике, а при ее научной постановке следует определиться в следующих методологических положениях.

Во-первых, в современном обществе взаимодействие людей с учреждениями системы здравоохранения может рассматриваться в качестве важной составляющей самосохранительного поведения и, говоря шире, существенного элемента всей социальной жизнедеятельности. В этом плане формы и условия взаимодействия с медициной нельзя уверенно анализировать вне контекста образа жизни, определенной культуры здоровья, устойчивых социальных стратегий отдельных групп населения и социальных отношений в конкретном сообществе.

Применительно к поставленной проблеме, отечественные медико-социологические исследования в целом находятся лишь на начальной стадии, отмеченной поиском методологических основ и постепенным накоплением эмпирических материалов. Вряд ли приходится говорить о наличии сегодня зрелых социально-теоретических моделей в раскрытии проблемы такого взаимодействия, и сложность начального этапа умножается междисциплинарным характером поставленной проблемы. С точки зрения теоретического арсенала современных социальных наук, проблема взаимодействия населения и его отдельных групп со здравоохранением вполне поддается рассмотрению, как на уровне структурных теорий, так и в рамках микросоциологии и обширного круга концепций и теорий, нацеленных на массовые ситуации социальных взаимодействий.

Во-вторых, следует принимать во внимание то обстоятельство, что в социальном взаимодействии населения с медициной активная субъектная роль принадлежит не только врачам и пациентам, но также и медицинским, органам власти, иным хозяйствующим субъектам и их коллективам, отдельным сотрудникам.

Современная медицина (здравоохранение) представляет собой сложную социальную систему, в которой одновременно действует целый ряд относительно самостоятельных подсистем. Каждая из них способна накладывать свой отпечаток на общее функционирование здравоохранения и процессы воспроизводства общественного здоровья. Речь идет, в частности, об одновременном существовании и, следовательно, возможной интерференции разных социально-исторических систем (типов) здравоохранения, профессиональной и народной медицины, парамедицины, бесплатной и коммерческой медицины. Эти системы, как правило, вырабатывают своеобразные (нередко противоположные по своему характеру) паттерны болезни и здоровья, модели поведения (для пациентов и представителей медицины). Они также могут противодействовать друг другу и вступать в отношения взаимной конкуренции. Причем, по мере усложнения социальной жизни современного общества, происходит объективно нарастание институционального и организационного многообразия внутри здравоохранения, и темпы этого нарастания повышаются.

Следует, по возможности, дифференцированно анализировать взаимодействия населения и отдельных социальных групп с разными сегментами медицины, избегая необоснованных обобщений. Такое требование вытекает из отмеченной выше неоднородности, внутренней сложности и противоречивости современного здравоохранения как социальной системы. Дополнительным обстоятельством в этом требовании оказывается избирательность поведения социальных субъектов в процессе обращения к различным институциональным ресурсам здоровья при формировании и реализации своей стратегии в сфере здоровья.

В-третьих, рассматривать взаимодействие населения с медициной в целом и её отдельными подсистемами в условиях доминирования товарных (рыночных) отношений и процессов коммерциализации вряд ли можно вне контекста корпоративного поведения самих медицинских организаций. Своеобразное замыкание таких организаций в собственных, зачастую корыстных интересах, выраженное в понятии «корпорацентризма», нередко предопределяет конфликт между профессиональной этикой, с одной стороны, и экономическими интересами медицинских корпораций. Для них пациент, в определенном смысле, является получателем услуг и, в главном, источником экономических ресурсов. От объёма этих услуг и от общей удовлетворенности социальной клиентуры зависит позиция конкретной медицинской корпорации (аптеки, поликлиники, клинического учреждения и т. п.) в окружающем конкурентном пространстве и, как следствие, её ресурсное обеспечение со стороны регионального или локального социального сообщества.

Принимая во внимание методологическую сложность проблемы социального взаимодействия в здравоохранении, её теоретическую сложность и относительную научную новизну, теоретическое решение связанных с ним проблем вряд ли можно ожидать в короткие сроки. Потребуются многоплановые тематические исследования разнообразных типических ситуаций взаимодействия, на основе которых в будущем могут быть выработаны более эффективные социальные технологии современной медицины. Но бесспорно то, что ключевой социологической проблемой взаимодействия населения с медицинскими организациями является анализ основных социально-поведенческих моделей в сфере здоровья.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года