Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОЗЛОВ А.В.
доктор педагогических наук, профессор,
Санкт-Петербург, НОУ ВПО «Института бизнеса и права»

Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда

Исследуя понятие конкурентоспособности будущего специалиста, неизбежно сталкиваемся с проблемой: какие же способности, качества, знания, умения и навыки обеспечивают, а еще лучше гарантируют, конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда?

В идеальном варианте вузы должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного выпускника по всем направлениям и специальностям подготовки, которую осуществляет учебное заведение. На сегодняшний день такая модель существует в виде государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Однако он отражает только часть требований, а именно – знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник вуза. Не секрет, что выпускники, обладающие отличными знаниями, прекрасными умениями и практическими навыками в своей сфере подготовки, тем не менее, далеко не всегда конкурентоспособны на рынке труда.

Так чего же не хватает для достижения высокого профессионального уровня?

Конкурентоспособность специалиста, по нашему мнению, должна ассоциироваться не только в профессиональной, но и в личностной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих знаниях, а в конечном итоге и в своих для достижения поставленных целей. Основными направлениями, по которым должна вырабатываться уверенность в себе как будущего профессионала являются:

- освоение и совершенствование профессионального мастерства.
- адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.
- создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

Другими словами, в процессе обучения у студентов должны формироваться три группы навыков: технологические, коммуникативные и концептуальные.

Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии.

Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различными людьми.

Концептуальные — это искусство прогнозировать события, планировать деятельность, принимать ответственные решения на основе системного анализа.

Анализ данного подхода предполагает, что система подготовки специалистов ориентируется как на заказ общества в целом, так и на государственные, общественно-политические структуры, фирмы и другие учреждения и организации. В конечном итоге это и обеспечит выпускникам конкурентоспособность.

Изучение опыта работы менеджеров различного уровня, а также собственный опыт управленческой деятельности позволяет, идя от противного, описать модель эффективного сотрудника-профессионала через ответы на следующие вопросы:

- эффективно ли работает сотрудник без давления со стороны руководителя?
- выполняет ли сотрудник работу высококачественно и в срок?
- приложит ли сотрудник дополнительные усилия, если это потребуется коллективу?
- работает ли сотрудник хорошо в отсутствие шефа?
- создает ли сотрудник проблемы на работе?
- помогает ли сотрудник другим своим коллегам лучше выполнять их работу?
- предотвращает ли сотрудник конфликты, способствует ли созданию благоприятного психологического климата в коллективе?

Если использовать эту модель как базу для подготовки конкурентоспособного выпускника вуза, то она будет выполнять функцию определенного социального заказа и вполне пригодна для ориентира в развитии у выпускников не только профессиональных, но и личностных социальнозначимых качеств.

Таким образом, именно оптимальное сочетание профессионализма и социально-психологических качеств может обеспечить будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда, а вузам — конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года