Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КИШЕВ Ю.И.1, ФИЛИППОВ И.В.2
1К.э.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента, НОУ «Институт бизнеса и права»
2аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

Транспортная логистика Северо-Запада и Санкт-Петербурга, финансовый кризис – год спустя

Участники рынка транспортной логистики в полной мере почувствовали замедление роста экономики. По итогам первого полугодия 2009 г. транспортные компании испытали серьезные трудности.

В условиях кризиса динамика международной торговли Северо-Западного региона России значительно замедлилась. По данным Северо-Западного таможенного (СЗТУ) управления Российской Федерации, в первом полугодии 2009 года внешнеторговый оборот через таможни СЗТУ составил 29887,3 млн. долларов США, что на 38% меньше объема оборота за январь-июнь 2008 года. Объем экспорта составил 13301,8 млн. долларов США, а импорта – 16585,5 млн. долларов. Экспорт уменьшился на 45%, импорт - на 31%.



При этом внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга за первое полугодие 2009 года составил 13,1 млрд. долларов США[180]. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года товарооборот сократился на 46%, что соответствует показателю за I квартал 2009 года. Несмотря на отрицательную динамику по отношению к первому полугодию прошлого года, сравнение квартальных данных за 2009 год показывает некоторый рост стоимостных объемов как экспорта (+17%), так и импорта (+37%) во втором квартале. Однако следует отметить, что такое развитие динамики характерно для Санкт-Петербурга.



Товарооборот как со странами дальнего зарубежья (ДЗ), так и со странами СНГ сократился. Наиболее резко снизился экспорт в дальнее зарубежье (-54%), что стало причиной изменения соотношения стран ДЗ и СНГ в товарообороте Санкт-Петербурга.



Стоимостные объемы товарооборота со всеми группами стран снизились. В меньшей степени понижательная тенденция затронула торговлю со странами Южного конуса (снижение на 17%). Оборот со странами-экспортерами нефти и странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества снизился на 37%. В 2 раза сократились объемы внешней торговли со странами Европейского союза.



Подводя итог, можно сделать вывод, что спад прекратился, и рынок транспортной логистики Северо-Западного региона достиг дна. Кроме того, в некоторых сегментах даже наблюдается подъем. Примером могут послужить нефтеналивные грузы, одни их немногих сохранивших положительную динамику. Однако положительной эту тенденцию можно назвать только в сравнении с «провальным» началом года, когда резкое сокращение производства внутри страны, продиктованное крахом мировых сырьевых рынков, а также спад потребительского спроса в России, привели к тому, что логистический рынок буквально замер. По прогнозам большинства аналитиков кризис пройдет к середине 2010 г., что позволит выйти на положительную динамику.



179. http://sztu.customs.ru/ru/statistics/turnover/?id695=1555&i695=1
180. http://test.seanews.ru/discussion/discussion.asp?discussionID=62158
181. http://sztu.customs.ru/ru/statistics/exportimportxrazrezespbilo/?id695=1577&i695=1
182. http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=trade.htm

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года