Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КРУГЛОВ В.Н.
к.э.н., Калужский филиал Московского государственного университета технологий и управления

Пути преодоления глобального экономического кризиса в Российской Федерации за счёт развития региональных систем трансфера технологий (на примере Калужской области)

Одним из существенных резервов органов власти субъектов федерации на данном этапе экономического развития страны, представляется, может служить становление и развитие региональных систем трансфера технологий для улучшения инновационной деятельности на местах. Определённый позитивный опыт в данном направлении накоплен Калужской областью.

В рамках областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы» здесь осуществляется создание и развитие региональной си¬стемы трансфера технологий. Это уже позволило сформировать в регионе эффективный инструмент содействия трансферу и коммерциализации технологий, создало возможности для распространения опыта районов с высоким инновационным потенциалом (г. Обнинск, г. Калуга) на остальную часть Калужской области. В рамках реализации данного мероприятия Калужская область стала победителем федерального конкурса по мероприятиям субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Объем привлеченных федеральных средств за 2006 год составил 1,85 млн. рублей [3].

С 2002 года в г. Обнинске работает координирующая организация федерального проекта «Российская сеть трансфера технологий» (RTTN) и «Франко-российская технологическая сеть» (RFR). В 2005 году создан Британо-российский международный сегмент сети трансфера технологий (BRIN).

На 2008 год Российская сеть трансфера технологий объединяет около 50 инновационных центров (22 субъекта Российской Федерации и центры, находящиеся на территории стран-членов СНГ). Сеть RTTX-RFR представляет собой инструмент инновационной инфраструктуры, позволяющий эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных проектов.

С целью развития региональной системы трансфера технологий в Калужской области реализованы следующие мероприятия:

• разработана концепция (методология) создания и развития региональной системы трансфера технологий с привлече¬нием центров трансфера технологий Калужской области (ООО «Обнинский Центр Науки и Технологий», ФГУ «Калуж¬ский центр научно-технической информации», ФГУП «Обнинский филиал научно-исследовательского физико-химического института им. Л.Я. Карпова», Обнинский государственный технический университет атомной энергетики);
• разработана и создана программная платформа региональной системы трансфера технологий, являющаяся важным инструментом работы участников системы трансфера технологии и обеспечивающая хранение и доступ к информации участников системы;
• разработано руководство для пользователей;
• проведено два обучающих семинара для участников региональной системы трансфера технологии;
• проведены технологические аудиты инновационных проектов организаций и разработок высших учебных заведений области;
• проведены технологические аудиты компаний, подавших заявки на размещение в технопарке «Обнинск».

Работа региональной системы трансфера технологий базируется на современной методологии и инструментах поиска партнеров для технологической кооперации, апробированных в России и в европейской сети инновационных релей-центров.

Региональная система трансфера технологий и ее программная платформа интегрированы в Российскую сеть трансфера технологий и ее международные сегменты.

Среди основных участников региональной системы трансфера технологий: Обнинский Центр Науки и Технологий; Франко-Российский институт делового администрирования; Центр трансфера технологий Обнинского филиала ФГУП ГНЦ РФ «НИФХИ им. Л.Я. Карпова»»; Калужский центр научно-технической информации; Обнинский государственный технический университет атомной энергетики; Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана; Калужская торгово-промышленная палата; НП «Территориальное развитие и инновационная экономика»; Обнинский городской информационный центр; Межрегиональный маркетинговый центр «Калуга – Москва». К сфере основной деятельности этих организаций относятся инжиниринговые услуги, управление проектами по коммерциализации технологий, образовательный и обучающий консалтинг, информационные технологии, трансфер технологий.

В качестве ресурсного обеспечения реализация программы предполагает концентрацию средств областного бюджета, привлечение внебюджетных средств.

В то же время бюджетные средства будут использоваться для преодоления так называемого инновационного разрыва, когда необходимо осуществить переход от лабораторного макета к промышленным образцам с отработанной технологией и технической документацией. На этом этапе риски вложения частных средств еще очень велики, производственники слабо заинтересованы в постановке производства продукции, которая не апробирована на рынке, а ученые не стремятся превращать научную разработку в коммерческий продукт.

Успех инновационного проекта определяется тремя основными факторами: коммерческим потенциалом научной разработки, наличием взаимовыгодных отношений между разработчиками и производственниками и квалификацией команды, реализующей проект. Бюджетные средства предоставляются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

После завершения стадии создания промышленных образцов начало производства должно обеспечиваться внебюджетными средствами. К внебюджетным средствам относятся: собственные средства организаций, заемные средства, прямые инвестиции, в том числе иностранные. Объёмы из распределения даны в таблице 1 [1].



Как видим из таблицы, в аспекте привлечения финансовых ресурсов преобладают средства областного бюджета и средства из иных источников. Как было сказано выше, такое положение дел связано с достаточно высокими рисками данного направления, представленными в таблице 2 [2].



Минимизация и оптимизация данных рисков позволит обеспечить развитие производственной и инновационной деятельности, создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, будет способствовать благосостоянию региона.

В качестве одного из инструментов такого процесса можно привести Российско-шведский проект «Развитие инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий в Калужской области» (Гроу-Калуга), который реализуется с 2004 года.

Проект предполагает трансфер и адаптацию шведских техно¬логий поддержки инновационного предпринимательства в Ка¬лужскую область.

Основа проекта — изучение государственной системы поддержки мало¬го и инновационного предпринимательства в Восточной Швеции и сети «Growlink» с центром в городе-технополисе Линчспинг. Сеть поддержки инновационного предпринимательства Growlink обеспечивает четкую согласованность действий различных по направления деятельности и формам собственности элементов инновационной инфраструктуры.

Это достаточно эффективный инструмент для подготовки кадров в инновационную сферу.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что благодаря действиям, предпринимаемым органами управления в Калужской области, развитие региональной системы трансфера технологий позволяет эффективно развиваться инновационной деятельности, что может стать достаточно действенным примером для большинства субъектов федерации. В то же время следует отметить ряд нерешённых вопросов данного аспекта, а именно:

1.Инновационный потенциал различных муниципальных образований региона развивается неравномерно (порядка 80 % его приходятся на города Калугу и Обнинск), что создаёт определённые диспропорции процесса.

2.Значительными являются риски для частных предпринимателей, что снижает степень их мотивации для участия в инновационном процессе.

3.Существует определённый «инновационный разрыв» при переходе от лабораторных исследований к промышленным образцам, что говорит о необходимости совершенствования технологий и проектной документации.

Именно решение всех этих насущных вопросов и призвана решить региональная система трансфера технологий, действующая в Калужской области.



182. Финансирование мероприятий программы за счёт средств областного бюджета в 2005 году осуществлялось в соответствии с Законом Калужской области «Об областном бюджете на 2005 год». В столбце «итого» объём финансирования 2005 года не входит.

Источники:

1.Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в Калужской области. – Калуга: изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2008. – 151 с. ISBN 5-89552-208-4.
2.Калужская область сегодня: экономический аспект. Сб. статей. – Калуга, «Полиграфинформ», 2008. – 137 с.
3.Калужская область: экономика региона. Итоги работы в 2007 году. Перспективы работы на 2008 год. Калуга: изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2007. – 134 с. ISBN 5-89552-212-2.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года