Иванова М.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Кандидат пед. наук,
доцент Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Процессы
глобализации превращают образование в один из важнейших элементов социальной
инфраструктуры развитых государств. Социально-экономические и технологические
преобразования в современном мире и выдвигают непростые задачи, и эти задачи
неизбежно связаны с функционированием института образования и выступает одним
из инструментов повышения конкурентоспособности как страны в целом, так и
каждого человека в отдельности.
Гуманитарное
образование формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные
позиции студенческой молодежи. Оно является основным стержнем гуманитаризации
всей системы высшего технического образования
Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием
– готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые
специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью,
что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это
обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией
научно-технического прогресса. Инженер – человек, имеющий высшее техническое
образование, – должен сочетать специальные знания с социально-психологической
компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка специалистов в
техническом вузе строится с учетом специфики инженерных функций (рациональное и
эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых
технологий, конструирование новой техники), поэтому обучение в техническом вузе
учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономике и
организации производства. Оно направлено на подготовку специалиста к
творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование,
быть компетентным в достижениях научно-технического прогресса, в обеспечении
условий для самоопределения и самореализации личности[4]. Это утверждение
базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию,
которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации
новой образовательной модели становится опережающее отражение или степень
"познания будущего". В новой образовательной парадигме студент становится
субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.
Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы
организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая
деятельность студента, далекая от простой репродукции.
Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда
основных противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом
образования человека, между целостностью культуры и отраслевым принципом ее
представления через множество предметных областей в образовании. Традиционная
образовательная система основывается на передаче готового знания, отчужденного
от динамики развития культуры, отчужденного от жизни личности и социума. Она не
учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично
меняющемся современном мире.
Наиболее важным применительно к открытому образованию становится принцип гуманизации,
который заключается в обращенности обучения к человеку, в создании условий для
развития творческой индивидуальности. Гуманитарность становится системообразующей
компонентой новой образовательной системы, которая, в свою очередь, превращается
в приоритетно доминирующий фактор социального развития в информационном
обществе, формирует информационное общество как общество образования, в котором
ожидания общества находят отражение в сфере образования.
Глобальность мышления, способность к анализу различных информационных
потоков, готовность к творческому решению проблем — это важнейшие
характеристики человека XXI столетия. Именно поэтому функции образования в
современную эпоху значительно сложнее, чем простая передача опыта и знаний от
поколения к поколению. Гуманитаризация высшего образования должна
способствовать познанию человеком самого себя, в том числе и создаваемой им
реальности, принципов этого познания. А такое познание невозможно без содержательного
полилога всех гуманитарных дисциплин в процессе обучения.
Гуманитарию гораздо легче без особых психических деформаций адекватно
воспринять и интерпретировать принципиально новые формы описания мира,
поскольку его сознание уже подготовлено к встрече с иными, альтернативными
способами описания реальности. Социально-гуманитарное образование выступает
своеобразным посредником между достижениями культуры прошлого, настоящего и
будущего, примиряя их на уровне рефлексивного отношения к возможности
продуктивного диалога времен. Гуманитаризация технического образования - одна
из ведущих стратегий обновления высшего образования. Её основной задачей
является придание общечеловеческого характера обучению профессии. Роль высшей
школы в формировании профессиональной культуры, развитии и совершенствовании
личности будущего специалиста следует рассматривать в контексте современного
состояния системы образования и социально экономического развития общества.
Переход России к рыночным отношениям в сфере экономики и производства потребовал
переосмысления государственной политики в области образования. Стало очевидным,
что традиционная система технического образования в современных социально- экономических
условиях не обеспечивает реализацию социального заказа в области подготовки профессиональных
кадров, не удовлетворяет потребностей личности в получении требуемого
образования.
Выпускники технических вузов обладают глубиной и широтой знаний, но в практической
деятельности не проявляют гибкости, маневренности, вариативности решений, у них
слабо развиты видение дальнейшей перспективы и реакция на изменение конкретной ситуации
В условиях адаптации к рыночным отношениям и жесткой конкуренции в сфере образовательных
услуг перед вузами встала задача - выпускать специалистов, качество подготовки
которых удовлетворяло бы потребителей на рынке труда. Результаты зарубежных и
отечественных исследований свидетельствуют о том, что рынок часто не в состоянии
предвидеть, в каких именно специалистах он будет нуждаться. Поэтому современный
специалист наряду с фундаментальной подготовкой должен иметь такой уровень
общекультурного развития, который позволял бы ему свободно и эффективно ориентироваться
в разнообразной и динамично развивающейся действительности.
Конкурентоспособность современного специалиста зависит не только от
овладения студентом будущей специальностью, но и от его разносторонней
гуманитарной культуры, творческого мышления, воспитанности. Спецификой высшего
образования в техническом вузе должно являться не только освоение
фундаментальных научных знаний, общеинженерных и специальных дисциплин, но и
формирование технического, инженерного типа мышления, присущего инженерной области
деятельности.
Для формирования инженерного мышления будущему специалисту необходимо умение
проводить мысленные эксперименты, комбинировать различные чувственные образы на
основе какого-то исходного понятия. Именно поэтому в новых условиях развития образования
вопрос об усилении гуманитарной подготовки приобретает особую актуальность, так
как никакие точные науки не могут сравниться с гуманитарной подготовкой по
значимости и эффективности в формировании культуры человека, его нравственного
образования. Наряду с инженерной и гуманитарной подготовкой высшее образование
в техническом вузе должно ставить своей задачей формирование, стремление
личности к самореализации.
Высшее техническое образование должно не только ориентировать студентов
на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать
их выходу на новый уровень культуры, соответствующей этим технологиям. Аналогичную
точку зрения высказывает Ю.Г. Фокин: «Несмотря на осваиваемую специальность
технического профиля, выпускник вуза XXI века должен быть, прежде всего, субъектом
культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности» [5].
Специалист-инженер обязательно должен быть носителем культуры, способным
с позиции профессиональной культуры оценить общечеловеческие последствия тех
или иных изменений в сфере техники. Это обуславливается одним из аспектов
гуманизации образования – выявлением в технической культуре гуманитарной
обусловленности Действительно, сегодня ученые и инженеры постоянно
обнаруживают, что их деятельность не безлична для общества, природы и человека,
что она создает не только блага и несет прогресс, но и разрушает природу,
машинизирует общество, извращает дух. Поэтому инженерное образование
предполагает разбор кризисных ситуаций, создаваемых инженерией, анализ
отрицательных последствий (для природы, общества и человека) технической
деятельности, начиная с научного изучения, заканчивая промышленным производством,
предполагает анализ ценностей, картин мира, представлений, которые предопределяют
эту деятельность и различные массовые ошибки ученого, инженера, проектировщика
и технолога. Здесь действительно придется обращаться к различным гуманитарным
дисциплинам, но не вообще, вне контекста, как это происходит сейчас, а именно
для целей уяснения ученым или инженером отрицательных последствий для человека
или природы его деятельности, причин, обуславливающих типичные ошибки, антигуманитарный
характер технической деятельности.
Итак, можно говорить, что специфика обучения и воспитания в техническом
вузе заключается в решении таких задач как: формирование уважения у студентов к
своей будущей профессиональной деятельности, ответственности за дальнейшее
развитие научно-технического прогресса; становление личности
специалиста-инженера с высокими общечеловеческими, эстетическими,
профессиональными качествами, широкими коммуникативными и адаптационными
возможностями за счет повышения значимости гуманитарной и
социально-экономической подготовки; постоянная корректировка поведенческих
установок студенчества с учетом особенностей социально-экономического развития
и национального менталитета.
Источники
1. Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2001. С.
23-25.
2. Гершунский Б. Философия образования для
XXІ века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций.
М.,1998, -608 С.
3.Миронов А.В. Социально-гуманитарное
образование сегодня: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарное знание,
2001, №3, С. 22.
4. Гребнев Л. , Кружалин В., Попова Е.
Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее
образование в России. М., 2003. № 4. С.46.
5. Фокин Ю. Г.
Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание,
творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский
центр "Академия", 2002. – 224 С.