Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БУТАЕВА К.О.
Воронежский государственный университет
г. Воронеж, Российская Федерация
Научный руководитель – к.э.н., доц. Ключищева В.Г.

Влияние экономического кризиса на уровень жизни населения России: меры стимулирующей государственной политики

На сегодняшний день одним из наиболее ощутимых последствий экономического кризиса в России является снижение уровня жизни населения. Под уровнем жизни в экономической науке понимается уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления, а также степень удовлетворённости материальных, духовных и социальных потребностей населения. Уровень жизни зависит от многочисленных групп факторов: политических, экономических, социальных, научно-технических, экологических. Для оценки благосостояния населения существует ряд показателей, которые условно можно разделить на две группы: индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни. К основным индикаторам уровня жизни принято относить такие показатели, как реальные доходы населения, реальная заработная плата, индекс потребительских цен, уровень безработицы и показатели дифференциации доходов населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент (коэффициент фондов) и др.). К индикаторам качества жизни относят индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения. Негативное воздействие современного экономического кризиса на обе группы факторов и, как следствие, на непосредственный уровень благосостояния населения России становится все более очевидным. В 2008 году на 9% сократился рост реальных располагаемых денежных доходов населения, а в 2009 году он понизился еще на 2%, однако реальные денежные доходы населения в 2009 году выросли на 2,3% . Это можно обусловить высоким ростом индекса потребительских цен - 13, 3%. Для сравнения: в Финляндии инфляция составила – 7,5%, в Болгарии – 5,1%, в Италии – 3,8%, а в Германии и вовсе – 1,1%. Отрицательную динамику имеет и реальный показатель заработной платы, который в 2009 снизился на 2,8% по отношению к предыдущему году. Гораздо большее падение продемонстрировала реальная величина заработной платы, скорректированная на инфляцию – она сократилась на 9,1% за этот же период. Номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе 2009 года составила в среднем по России 15 тысяч 200 рублей, что на 3,0% выше уровня января 2008 года и на 25% меньше, чем в декабре 2008 года. На начало 2009 года уровень безработицы, посчитанный по методике Международной организации труда (МОТ), составил в России около 5 % от численности трудоспособного населения. Общая численность безработных в России в январе 2009 года выросла на 300 тысяч человек и составила на конец месяца 6,1 миллиона человек. Проблема высокой дифференциации доходов населения в нашей стране, которую можно отнести к наиболее актуальным национальным проблемам, во время кризиса лишь усугубилась. Децильный коэффициент, отражающий соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, в 2008 году увеличился и составил 16,8. Для сравнения: в так называемых социальных государствах Европы, в частности Швеции, Дании, Норвегии в целях сохранения социального мира между бедными и богатыми этот показатель с помощью государственного регулирования поддерживается на уровне от 4,0 до 5,0. Коэффициент Джини продемонстрировал рост около 5,6% в 2008 году по отношению к данным 2006 года и составил – 0,42. Показатели качества жизни в условиях современного экономического кризиса также ухудшаются. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который используется для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и некоторых других показателей страны, составил в 2009 году 0,817, отодвинув нашу страну на 72 место в рейтинге стран мира, по результатам ежегодного отчета ООН. Индекс развития человеческого потенциала определяется динамикой трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни (66,2 года), уровня образования(0,933) и ВВП на душу населения (9,620$). По последним данным ВОЗ ЮНЕСКО коэффициент жизнеспособности населения, отражающий возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, в России составляет по 5-балльной шкале всего лишь 1,4 балла.

Таким образом, приведенный выше анализ основных показателей уровня жизни населения России в период экономического кризиса позволяет заключить, что в нашей стране заметно снизился уровень благосостояния населения и возникла острая потребность проведения продуманной государственной политики посткризисного восстановления. К необходимым мерам непосредственно экономического характера можно отнести меры по сдерживанию инфляции и инфляционных ожиданий, а именно - проведение более жесткой кредитно-денежной политики, не допускающей роста общей инфляции под влиянием высоких цен на продовольствие и энергоносители. Для снижения уровня дифференциации доходов населения необходимо законодательное изменение налоговой системы в сторону введения прогрессивной шкалы подоходного налога, а также увеличение государственных социальных выплат слоям населения с низкими доходами. К более конкретным мерам государственной политики можно также отнести повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействие росту безработицы, развитие программ переобучения и переподготовки, повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий. Все эти последовательно проведенные этапы государственного регулирования помогут создать прочную ”социальную сетку безопасности”, которая смягчит болезненные для Российской экономики и общества последствия современного глобального экономического кризиса.

содержание следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года