Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

САВИН И.В.
Зав. кафедрой социологии, к.с.н.,
Институт бизнеса и права, Санкт-Петербург

Осмысление понятий «становление» и «развитие» в контексте социологии образования

Обратимся к вопросу создания адекватного понятийного аппарата. При изучении образовательной среды исследователь оперирует такими концептами, как «становление» и «развитие». Данные концепты относятся к числу оспариваемых научных понятий. В чем состоит проблема неоднозначного понимания научных понятий? В современной литературе можно выделить несколько подходов к решению этой проблемы.

Особенностью первого подхода является расширительное понимание проблемы. Его сторонники относят к числу оспариваемых лишь те концепты, которые описывают значимые ценности, имеют сложную структуру, изначально допускают разное объяснение и открыты для новых толкований. Несомненно, что концепты, «становление» и «развитие» обладают перечисленными выше признаками. Поэтому эти понятия могут быть отнесены к сущностно оспариваемым понятиям.

Особенностью второго подхода является критическое отношение к самой проблеме оспариваемости понятий. В этом случае тезис о спорности научных понятий пред¬ставляется излишне категоричным, инициирующим спекулятивную дискуссию. Более того, это ведет к тому, что споры по поводу содержания понятий «становление» и «развитие» могут так никогда и не закончились. Раз специалисты не могут придти к общему мнению в определении содержания этих понятий, тогда, в самом деле, их применение по своей сути спорно. Кроме того, данный тезис предстает удивительно беспристрастным, нормативно нейтраль¬ным, неопределенным настолько, что может показаться, будто ни одна концепция образования не может претендовать на превосходство над другой.

Аргументы в пользу критической точки зрения таковы. Во-первых, если согласиться с явлением оспариваемости понятий, тогда все научные дискуссии, обсуждения и поиски взаимоприемлемых определений бесперспективны в принципе. И каждый, кто пытается сформулировать концепцию, раскрывающую социальную природу системы образования, в надежде найти согласие, берется за безнадежное дело. Во-вторых, если понятие, определяющее социальный дискурс, оспаривается, то в этом случае невозможно создать словарь социологических терминов, посредством которого можно описать реально существующую образовательную среду. Отсутствие социологического словаря ведет к исчезновению общения в социальной сфере. Без общения между субъектами образовательной сферы оказывается невозможной и сама образовательная среда. И все же сторонники критического подхода видят в проблеме сущностной оспариваемости научных понятий позитивное содержание. Оно выражено в соотношении между языком и смыслом.

Обратимся к исследованию еще одного ряда понятий, которыми оперируют и исследователи в области социологического знания и в области педагогического знания. Для того, чтобы осмыслить место студенчества, как социальной группы, необходимо проанализировать содержание категории «становление». «Становление» является одним из самых часто употребляемых терминах, как в философии, так и в социологии. Однако семантическая наполненность самого термина часто бывает расплывчата и неопределенна. В области психолого-педагогических исследований становление рассматривается в неразрывной связи с развитием или формированием, в особенности, если речь идет о становлении и развитии личности.

Философское и социологическое осмысление понятий «становление» и «развитие» является методологическим основанием для понимания тех социальных явлений, которые происходят со студенчеством на стадии модернизации российского общества.

Становление - это категория, привлекшая к себе внимание многих мыслителей прошлого и настоящего. В современном общенаучном понимании «становление» - это категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явления - их непрерывный переход, превращение в другое.

Развитие - это категория, характеризующая целенаправленное накопление социальных взаимосвязей с последующим их упорядочением и структурированием. Целенаправленный отбор и интегрирование социальных взаимосвязей. Развитие является условием появления новой структуры. Таким образом, под развитием понимают изменение, но не любое, а направленное, необратимое и закономерное развитие.

В рамках наших исследований становление – это понятие, которое раскрывает процесс личностного и профессионального роста студенчества в университетском сообществе. Становление – это понятие, которое характеризует содержательный аспект социализации студенчества. Становление – это понятие, которое выявляет адекватную реакцию студенчества на вызовы современности.

Дискуссия, развернувшаяся по проблеме эвристического потенциала научных категорий, позволяет выявить социологическое и педагогическое своеобразие, которое вкладывается в содержание понятий «становление» и «развитие».

Следует учесть, что речь идет об общенаучных понятиях. Они служат определению объекта и предмета различных отраслей знания. Согласно социологическому подходу общество является сложной открытой системой. С этих позиций высшее профессиональное образование одновременно оказывается и подсистемой общества и социальным институтом. Оно имеет сложную структуру и функции. Согласно педагогическому подходу основное внимание уделяется изучению формирования личностных качеств новых поколений в определенной об¬щественной среде. В центре внимания педагогической мысли находится личность воспитуемого. Исследования ведутся на микроуровне человеческих взаимодействий.

Таким образом, и социология, и педагогика исследуют образовательную среду, как целостный общественный феномен. В результате возникают общие исследовательские проблемы: о критериях, функциях, подсистемах высшего профессионального образования. При этом социологический подход открывает новые исследовательские противоречия в данной области знания.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года