Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ПАНАСЕНКО Т.А.
Студентка 5 курса Университета банковского дела Национального Банка Украины, г.Киев
Научный руководитель: к.э.н., доцент Мищенко С.В.

Особенности проведения антикризисной политики в современных условиях

Любой масштабный экономический кризис – это всегда серьезный повод для коренного пересмотра результатов социально-экономических процессов в мире и отдельных странах, а также для критического переосмысления как теоретических шаблонов, так и преувеличенных, иллюзорных представлений о возможностях сложившейся системы хозяйствования.

Современный мировой экономический кризис не исключение. Его масштабы и последствия свидетельствуют о вступлении мирового хозяйства в полосу основательной коррекции экономической модели, действующей до кризиса.

Мировой кризис в полной мере охватил и российскую экономику. Последствия его для России оказались более серьезными – из-за ряда сложностей в финансовой и инвестиционной политике. Профицит федерального бюджета сопровождался масштабным выводом собранных доходов из реального сектора экономики и размещением их в иностранных финансовых учреждениях. Стоимость денежных средств на внутреннем кредитном рынке страны возрастали, инвестиции в диверсификацию экономики сокращались. В основу этой стратегической линии была заложена недоказуемая аксиома, согласно которой народное хозяйство России не может освоить полученные доходы и, поэтому лучше всего создать фонд для их последующего использования. Однако в условиях кризиса стало очевидно, что одними только денежно-кредитными инструментами с кризисом не справиться, необходимы иные, фундаментальные подходы, связанные с подъемом внутренней обрабатывающей промышленности и совокупного спроса, интенсивным созданием новых рабочих мест.

Глубина и масштабы кризиса делает значимой проблему обоснования антикризисных мер, способных эффективно нейтрализовать действие кризисных факторов. В этой связи можно выделить два принципиально различающихся подхода к ее проведению. Первый подход – политика блокирования кризиса с сохранением основ экономического устройства глобального хозяйственного пространства. Второй – преодоление кризиса с устранением коренных причин, его породивших, и, в конечном счете – со сменой типа хозяйственного устройства мировой экономики и национальной хозяйственной системы как ее неотъемлемых компонентов. [15]

В первом случае речь идет о временном снятии остроты экономических противоречий с помощью масштабных денежных инъекций, которые должны, по замыслу, реанимировать мировую хозяйственную систему в ее привычном облике. Однако представление, что деньгами можно «потушить» кризис – это иллюзия. Такие беспрецедентные по объему денежные вливания, которые сегодня предпринимаются большинством государств, включая Россию, могут временно ослабить кризисные тиски и даже на какой-то период вывести экономику в подъемную фазу.

И действительно, начиная с третьего квартала 2009 г. в большинстве наиболее пострадавших от кризиса странах можно наблюдать его ослабление (табл. 1).



Это дало основание для вывода о достигнутом в первой половине 2009 года «дна кризиса» в мировой экономике и начале ее «выздоровления» с неизбежным переходом в 2010 г. в фазу подъема.

Выход из нынешнего кризиса должен опираться на инновационный прорыв в экономике, на масштабное обновление всей системы хозяйствования. Однако это осложняет ряд факторов. Удельный вес инновационной продукции в экономике России немногим более 3-4%, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет менее 10%. Все же ориентироваться следует именно на такой путь. Важно осознать, что для преодоления спада необходимо стимулировать крупные инновационные проекты, способные в случае успеха инициировать новую волну роста, и сделать ставку на новые и более эффективные методы хозяйствования.

Конечно, выход на инвестиционную траекторию развития не может быть быстрым и без предваряющих этапов, посредством которых раскрываются логика и алгоритм вывода экономики из кризиса в подъемную фазу. Можно выделить три этапа: блокирования кризиса, запуск экономического роста, инвестиционно-инновационный.

На этапе блокирования кризиса реализуется система чрезвычайных мер, призванная остановить опасность вхождения экономики в режим «свободного» падения. Здесь применимы не только срочные меры финансовой поддержки, но административно-правовые действия и ограничения, в частности, защищающие внутренний рынок и ограничивающие вывоз капитала из станы.

Этап запуска экономического роста предполагает переход к преимущественно экономическим мерам, призванным закрепить стабилизацию и обеспечить начало экономического роста за счет расширения совокупного спроса, в котором ведущую роль должна сыграть инвестиционная составляющая. В течении двух-трех лет должен включиться инвестиционный мультипликатор в качестве запускающего механизма. Очевидно, что в этот период необходимо использовать разнообразные меры по стимулированию инвестиционной активности, не забывая о неизбежно возрастающей роли [17,18] государства по мобилизации инвестиционных ресурсов и их использованию в интересах восстановления и развития народного хозяйства.

Не менее важно усовершенствовать, дополнить и скорректировать элементы хозяйственного механизма, экономико-правовые инструменты и эффективно работающие институты развития. Создаваемые институты развития должны стать основой создания государственно-рыночного перевода финансовых накоплений в производственные инвестиции. И еще одним важным элементом в системе мер по восстановлению экономического роста должна стать разработка концепции развития с выдвижением долгосрочных целей, основных приоритетов и методов их достижения.

Инвестиционно-инновационный этап предполагает проведение крупного структурно-институциональных реформ в российской экономике с учетом современных тенденций в мировом хозяйстве, созданных заделов и сохранившегося научно-технического потенциала. По существу речь идет о необходимости разработки программы развития, рассчитанной на длительную перспективу. Если для предшествующих двух этапов формирования посткризисной экономики важнейшей задачей выступала мобилизация инвестиционных ресурсов с попеременным запуском мультипликатора и акселератора экономического роста, то на третьем этапе основная роль переходит к «инновационному мультипликатору», выступающему в виде совокупности научных, технико-технологических и управленческих нововведений, способных обеспечить российской экономике конкурентные позиции на мировых рынках готовой и наукоемкой продукции.

Главным направлением реформ в экономике является организация инвестиционного процесса. По мнению многих экономистов, государство практически отстранилось от прямого бюджетного финансирования конкретных проектов, оставив только фундаментальную науку и некоторые закрытые проекты оборонного характера. Может быть, это и правильно. Тогда для прочего остается банковская система.

Второй, не менее важной проблемой является супердоходность определенных товаров или видов деятельности. Это прослеживается и на мировом, и на российском рынках. Например, в 2001 г. цена барреля нефти на мировом рынке составляла 22 долл., уже в 2008 г. она выросла в 6,5 раз. От нефтяных цен все пошло по цепочке. Еще одним последствием спекулятивной экономики является необоснованный рост цен на недвижимость, значительно превышающей его себестоимость.

Поэтому для борьбы с нарастающими кризисными явлениями правительство должно следить за уровнем цен.

Таким образом, к перечисленным фундаментальным антикризисным мероприятиям следует добавить переход к более гибкой налоговой политике. Налоги должны носить не только фискальный, но и стимулирующий характер, поскольку одной из стратегических целей государства должно быть стремление к созданию новых рабочих мест. Антикризисная программа должна базироваться на комплексе мер, предотвращающих повторение новых кризисных ситуаций. При этом надо устранять причины, а не только следствия обвала экономики.



15. А. Кудрин — Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию
16. Институт современного развития — Экономический кризис в России: экспертный взгляд
17.
18.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года