Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

СЛАВЬЮК Н.Р.
Аспирантка Университета банковского дела Национального банка Украины, г. Киев, Украина
Научный руководитель: к.э.н, доцент Гирченко Т.Д.

Особенности государственной задолженности России и других стран

Финансовая нестабильность мировой экономики значительно повлияла на финансовые рынки. Одна из сфер, которая потерпела существенных изменений - это государственный долг.

Существование государственной задолженности – обыкновенное явление во всех странах мира.

Теоретические и практические аспекты государственного долга, его регулирование изучались экономистами разных стран на протяжении столетий. Среди исследователей, которые обращались к тематике государственного заимствования, его роли можем назвать А.Смита, Д. Рикардо, Ф.Кене, Дж.Кейнса, П.Кругмана, украинских экономистов Т.Вахненко, И.Лютого, Н.Зражевскую, С.Марченко, Я.Онищук.

Существуют разные мнения о значении государственного заимствования, o его позитивной и негативной роли для экономики страны. Например, представители классической политической экономии А.Смит и Д. Риккардо указывали на негативное влияние государственного долга. А.Смит писал, что «политика государственной задолженности постепенно ослабляет страну, которая пользуется ею». В противовес такому мнению, немецкий экономист Вильгельм Вагнер считает, что инвестиции в материальное производство и нематериальные активы необходимо финансировать с помощью государственных заимствований, постоянные же издержки должны финансироваться за счет налоговых платежей. Также Дж. Кейнс предлагал стимулировать потребление путем дополнительных государственных издержек за счет заимствований сбережений частного сектора.

В наше время экономисты понимают, что государственный долг – это большой источник финансового капитала для экономики, будущих инвестиций.

В тоже время основная проблема государственной задолженности – это ее допустимый размер, который будет безопасным для экономики. В то же время, финансовый кризис показал опасность неэффективного управления государственной задолженностью.

Согласно Маастрихтскому договору, страны-члены Европейского Союза должны удерживать государственный долг на уровне 60%. Однако, во время принятие евро уровень долга в соотношении к внешнему валовому продукту было около 70%. Финансовый кризис существенно повлиял на возрастание государственного долга (рис.1).

Греция стала первой страной, которая столкнулась с проблемой кризиса платежной системы. К началу 2010 года суверенный долг страны составлял 110% от ВВП. Важным является тот факт, что согласно данным Еврокомиссии правительство Греции фальсифицировало статистические данные о состоянии государственной задолженности.

Государственный долг Испании в количественном соотношении к ВВП значительно ниже, чем в Греции, и составляет около 66% от ВВП, но в тоже время главной угрозой является большой размер дефицита государственного бюджета – в 2009 года он состоял около 11,4% ВВП.



Согласно мнению Нобелевского лауреата Пола Кругмана Европейский Союз слишком рано принял общую валюту, поскольку это сделало экономику страны мене гибкой. К примеру, если бы Испания имела национальную валюту, правительство страны смогло б девальвировать ее и выровнять платежный баланс. Общая валюта делает страны зависимыми, тем более, что условия монетарной политики Европейского Союза диктуются странами, которые являются самим сильными [22].

В Украине показатели соотношения государственного долга к ВВП значительно ниже (рис.1), например, в 2007 году - 12,0%, 2008 – 16,36, 2009 – 20%. Характерной чертой государственного долга Украины является большая доля внешней задолженности в структуре государственного долга. В 2009 году она достигла 73,36% всего размера государственной задолженности. В ноябре 2008 года МВФ принял решение выделить 16,4 млрд. дол. США правительству Украины для стабилизации экономики.

Однако в то же время существует ряд проблем, связанных с государственным долгом. Например, согласно итогам Счетной палаты Украины, действующим законодательством Украины не урегулированы порядок расходов государственного бюджета на управление государственным долгом и полномочия органов государственной власти.

Существенные недостатки существуют на этапе планирования издержек с обслуживания и управления государственным долгом. Кроме того, ежегодные проверки Счетной палаты обнаруживают многочисленные нарушения в процессе долговых выплат.

Государственный долг Российской Федерации имеет один из самих низких показателей соотношения к ВВП. На протяжении последних лет отношение государственного долга к ВВП составляет ниже 20% (рис.1).

Однако правительство России в 2010 году планирует выйти на рынок внешних заимствований из-за дефицита бюджета и сокращения Резервного фонда. Согласно прогнозам объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличится на 40,2 %, в том числе внутренний долг возрастет на 31,2 %, внешний - в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза. Однако, несмотря на постоянное возрастание, к 2012 году государственный долг будет составлять только 15,4 % ВВП. Согласно прогнозам к 2012 году будет наблюдаться возрастание доли внешнего долга.

Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на 2010 год предусматриваются в сумме 304,0 млрд. рублей. По сравнению с отчетом 2008 года они увеличиваются на 150,7 млрд. рублей, или в 2 раза, по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год - на 101,2 млрд. рублей, или в 1,5 раза [23].

Некоторые аналитики обращают внимание на негативную тенденцию возрастание дефицита бюджета Российской Федерация, что повысит риски в секторе государственных финансов и снизит платежеспособность.

Состояние государственной задолженности разных стран ощутило определенные изменения вследствие нестабильности мировых финансовых ринков. Финансовый кризис указал на недостатки организации экономик разных стран, в том числе и проблемы контроля и облуживания государственного долга. Согласно нашему мнению, важной является проблема учета и управления государственной задолженностью, контроля над ведением расчетов по облуживанию государственного долга.



19. Официальный сайт бюджетной системы Российской Федерации: http://budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary000.htm
20. Официальный сайт Европейской комиссии: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/
21. Официальный сайт Министерства Финансов Украины: http://www.minfin.gov.ua/
22. Krugman Paul. The Making of a Euromess: www.nytimes.com/2010/02/15/opinion/15krugman.html
23. Официальный сайт бюджетной системы Российской Федерации: http://budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary000.htm



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года