Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ТУМАЛЕВ А.В., ЧЕЧИК А.Ю.
Магистранты Института бизнеса и права,
Санкт-Петербург, Россия

Аудит мотивационного состояния предприятия как элемент разработки антикризисных программ

В настоящее время мотивация трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение человека, в другом – как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность индивида и определяющее направленность этой активности. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности.

Как известно, основная цель процесса мотивации в менеджменте – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность деятельности и прибыльность предприятия. Основные механизмы формирования трудовой мотивации группируются вокруг экономических, административных и социально-психологических методов воздействия на трудовое поведение сотрудников. Для установления соответствия мотивационного состояния предприятия и уровня удовлетворенности трудом, запланированным целям предприятия, требованиям разработанных на предприятии интегральных мотивационных программ, требованиям самого предприятия, интересам и потребностям сотрудников и клиентов возможно проведение аудита мотивационного состояния предприятия.

Словарь Уэбстера (изд.1988 г.) определяет аудит как проверку и подтверждение правильности ведения счетов коммерческого или общественного предприятия, проводимую квалифицированными специалистами. Международная федерация бухгалтеров рассматривает аудит как независимое исследование финансовой отчетности или связанной с ним финансовой информации предприятия независимо от формы собственности, которое завершается выражением точки зрения аудитора (аудиторским заключением).

Для разработки технологии аудита мотивационного состояния предприятия возьмём за основу определения понятия аудита требования международного стандарта ИСО19011 (Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing). Опираясь на них, аудит мотивационного состояния предприятия определяют как «систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита мотивационных процессов в организации и объективного их оценивания для установления степени выполнения согласованных критериев аудита в целях определения уровня общеорганизационного мотивационного состояния». [24]

Аудит мотивационного состояния предприятия обычно организуется как внутренний аудит, осуществляемый руководителями, специалистами HR-службы или консультантами в целях выявления несоответствий реализуемой на предприятии мотивационной политики, которые оказывают прямое влияние на формирование мотивационного состояния на предприятии. Аудит в этом случае может определяться как инструмент менеджмента, а результаты аудиторской проверки дают комплексные ответы на вопросы, связанные с жизнедеятельностью и дальнейшим развитием предприятия.

Под критериями аудита мотивационного состояния предприятия рассматриваются: мотивационная политика на предприятии; мотивационные процедуры; внутренние организационные стандарты; внешние стандарты, законы и нормы; требования систем менеджмента качества; требования персонала предприятия к процессу мотивации.

Программа аудита включает все виды деятельности, необходимые для планирования и организации различных типов и количества аудитов мотивационного состояния предприятия, а также представления ресурсов (например, доступ к документации HR-служб, свободный доступ к опросу работников и т.д.), обеспечивающих их результативное и эффективное выполнение в конкретные сроки.

Основные направления аудита мотивационного состояния предприятия заключаются в поиске возможностей для определения индивидуальных источников эффективности трудового поведения персонала, повышения уровня групповой сплоченности коллектива, обеспечения соответствия стиля управления целям и задачам предприятия уровню развития сотрудников компании.

Определение значения представленных показателей позволит выявить мотивационное состояние предприятия (его подразделения) с последующим определением уровня удовлетворенности работой в компании и уровнем лояльности сотрудников к предприятию. Следует отметить, что представленные направления способствуют активизации трудового потенциала сотрудников в процессе внедрения антикризисных технологий управления.

Источниками повышения эффективности мотивационного состояния являются те регуляторы, воздействия на которые влечет целенаправленное изменение в трудовом поведении индивида, группы и в целом деятельности предприятия.

Источники индивидуальной эффективности – категории, воздействие на которые приводит к изменению индивидуальной деятельности: способности, умения, знания, навыки, отношения, мотивацию, - профессиональную компетентность, рассматриваемую сегодня как готовность решать класс профессиональных задач. Оценка в процессе аудита мотивационного состояния данных показателей позволит выявить уровень индивидуальной мотивации к выполнению работником возложенных на него задач и в случае необходимости провести управленческую коррекцию.

К источникам групповой эффективности относят наличие лидерства в группе, оптимальную структуру группы, наличие адекватного задачам и положению на предприятии статуса группы; распределение групповых ролей на основе анализа индивидуального поведения членов группы; формирование адекватных организационным ценностям групповых норм. Аудит мотивационного состояния предприятия по групповым источникам эффективности требует определения соответствия корпоративных ценностей и степени поддержки этих ценностей руководством и работниками, соответствия целей корпоративных мероприятий и отношения к ним со стороны коллектива. Основной акцент в аудите мотивационного состояния предприятия по групповым источникам эффективности должен фокусироваться на диагностике соответствий организационной культуры.

Первый блок. Оценка соответствия управления по целям: оценка соответствия организационной культуры и действующей структуры управления предприятия; оценка соответствия организационной культуры и действующей бизнес - стратегии и стратегии управления персоналом; оценка соответствия организационной культуры системе действующих на предприятии нормативных документов в работе с персоналом.

Второй блок. Оценка соответствия управления по ценностям: оценка соответствия организационной культуры системе ценностей организации; оценка соответствия организационной культуры принятой в организации системе символов.

Третий блок. Оценка соответствия поведения организации на рынке: оценка соответствия управления по ценностям и ожиданиями клиентов; оценка соответствия управления по целям и по ценностям ожидания бизнес - среды.

К источникам организационной эффективности относят внешние условия, например, состояние экономики; технологии, реализующиеся на конкретном предприятии; стратегическую политику управления; компетенцию организации; осуществляющиеся на предприятии процессы; уровень развития организационной культуры. Все перечисленные категории оказывают прямое влияние на уровень мотивационного состояния предприятия и могут быть исследованы на соответствие в процессе аудита.

Аудит может быть направлен и на выявление соответствия стиля управления целям и задачам организации и уровню развития сотрудников, где основной акцент в аудиторской проверке ставится на анализ демонстрируемых руководителем стилей управления в процессе взаимодействия с сотрудниками.

Оценку показателей соответствия в ходе мотивационного состояния предприятия целесообразно осуществлять только на основе использования всей совокупности методов аудита (анализ документов, наблюдение, опрос, доказательство, оценка), так как только разносторонняя экспертиза позволит сформулировать достоверные выводы по результатам аудиторской проверки мотивационного состояния предприятия. Оценка всех без исключения показателей соответствия даст подлинную картину мотивационного состояния предприятия (или конкретного подразделения), позволит объективно определить степень удовлетворенности сотрудников работой на данном предприятии и их лояльность к компании, а также сделать достоверное заключение об эффективности мотивационной политики и мотивационных процессов. Такой аудит особенно актуален на современном этапе развития экономики России, т.к. только на основе объективной диагностики финансового и мотивационного состояния предприятия может быть разработана эффективная антикризисная программа.



24. Мотивация персонала в современной организации. /Под общей редакцией С.Ю.Трапицына.-СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. С.194



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года