Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ШЕШЕГОВ С.В.
Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий, Санкт-Петербург
Научный руководитель: д.э.н., проф. Минко И.С.

Инструменты институциональной экономики и инновационное развитие

В настоящее время активизация инновационной деятельности – задача государственного значения. Правительство РФ ориентирует бизнес на выпуск конкурентоспособной инновационной продукции. Для этого необходимо добиться от хозяйствующих субъектов (НИИ, государственных корпораций, крупных промышленных предприятий, малых инновационных фирм, банков и т.д.) проведения всех стадий инновационного процесса и сокращения времени между ними. То есть нужна система стимулов, охватывающая всех участников инновационного процесса. Для этого недостаточно использовать только лишь рыночные инструменты воздействия на предприятия. Необходимы также инструменты государственного регулирования.

Такого мнения придерживаются многие ученые. Так, например, Ленчук Е.Б. и Власкин Г.А. [25] не могут согласиться с классической экономической теорией, в которой, только соотношение между спросом и предложением в условиях свободно определяемых цен на рынке способно установить правильные пропорции в экономике, дать правильные «сигналы» для инвестиционной деятельности частных компаний. Ученые говорят, что: “В такой постановке рынок не создает стимулов, способствующих появлению новых технологий и их внедрению в промышленное производство. Он ориентирует частные компании на получение предсказуемых коммерческих результатов в краткосрочной перспективе, получение высоких доходов, стремление к удерживанию лидерства на рынке, в том числе за счет монопольного права обладания отдельными факторами производства (сырьем, технологиями и пр.) и создания препятствий для других инновационных компаний” и подчеркивают, что: “Инновационная политика должна содействовать преодолению недостатков рыночного механизма”.

Таким образом “невидимая рука рынка” Адама Смита эффективно работавшая в сфере торговли в 18 веке, в настоящее время не может, обеспечить достаточную мотивацию участников НИОКР и организаций, которые бы могли внедрить результаты НИОКР. Следовательно, характер взаимоотношений участников системы «НИОКР - производство», призвана определять не классическая, а институциональная экономика, с помощью применения инструментов которой, появляется возможность перехода к инновационной экономике. В данной статье описание инструментов институциональной экономики дано в виде краткого обзора наиболее важных для стимулирования инновационной активности.

Государственное финансирование является одним из наиболее эффективных инструментов модернизации производства и налаживания инновационных процессов. Недостатком данного инструмента является не то, что с помощью него можно предоставить помощь только отдельным предприятиям, но то, что при распределении средств большую роль играет человеческий фактор.

Преодолением существующих недостатков этого инструмента, является принятие на федеральном уровне научно обоснованной методики отнесения компаний к инновационному типу, которые могут рассчитывать на государственные дотации. В дальнейшем, для принятия последующих решений о предоставлении государственного финансирования необходимо регулярно (раз в 1-3 года) сравнивать полученные организацией результаты с определенными нормативными показателями и на этой основе принимать соответствующее решение.

Ключевыми нормативными показателями могут стать:

1. Количество созданных инновационных видов продукции;
2. Количество освоенных инновационных видов технологий;
3.Степень обновления основных фондов предприятия современными машинами и оборудованием в год, %;
4. Доля в прибыли от внедренных инновационных процессов, % в год.

Государственные заказы. Это один из наиболее действенных инструментов активизации инновационной деятельности. Предприятие, получившее государственный заказ, обеспечивает себе постоянный уровень занятости персонала и надежный источник дохода. Отрицательной стороной такой постоянной помощи, является то, что у предприятия, постоянно получающего госзаказы, может развиться “привыкание”, в результате чего, возможно снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Решение этой проблемы могло бы быть в проведении честного конкурсного отбора предприятий, на регулярной основе.

Протекционистская политика – это политика государства, направленная по поддержку отечественных предприятий путем полного или частичного запрета на ввоз импортных товаров, осуществляемая с помощью торговых или политических барьеров. Использование протекционистских мер является неотъемлемым условием поддержания и развития промышленности. Снижение ввозных таможенных пошлин или объединение нескольких стран в зону свободной торговли может принести положительный эффект только промышленно развитой стране. Для страны с низким уровнем инновационной активности это приведет к спаду в промышленности, особенно в условиях недавнего мирового экономического кризиса.

Таможенная политика является одним из первоочередных инструментов обеспечения международной инновационной деятельности. Льготные таможенные пошлины чрезвычайно необходимы предприятиям, чья деятельность может быть направлена на экспорт инновационной продукции. Повышение же таможенных тарифов, с целью увеличения степени переработки сырья внутри страны не всегда может приводить к ожидаемым результатам.

Налоговая политика – один из самых важных инструментов государственного воздействия на предприятия с целью их поддержки и активизации инновационной деятельности. На практике это может выражаться в снижении налоговых ставок, предоставлении налоговых каникул, уменьшении налогооблагаемой базы на величину приобретенного прогрессивного оборудования. В противном случае руководители предприятий не готовы модернизировать производство себе в убыток.

Одним из инструментов налоговой политики может быть снижение налоговой нагрузки для малых инновационных фирм на определенный период (например, 3 года). Затем, в случае не расширения производства (переход малой фирмы в среднюю или крупную фирму) льготы по налогообложению снимаются. Для фирм расширяющих производство и выпуск продукции возможно сохранение льготного налогообложения до достижения критической суммы прибыли, после этого льготное налогообложение прекращается. Данная система временного льготного налогообложения позволит достичь три цели:

- помощь малому предпринимательству;
- стимулирование расширения производства;
- дестимулирует дробление бизнеса с целью ухода от налогов.

Лизинг – это вид экономической деятельности направленный на приобретение определенного вида оборудования фирмой-лизингодателем у определенного продавца с целью передачи его в аренду на определенных условиях фирме-лизингополучателю, которая в свою очередь обязуется выплачивать сумму денег, установленную в лизинговом договоре.

Лизинг является одним из эффективных инструментов активизации инновационных процессов, так как с его помощью возможно приобретение или замена всего парка устаревшего оборудования на довольно выгодных условиях в отличие от банковского кредита.

Амортизация. Модернизация оборудования, т.е. фактор развития инновационной деятельности, может эффективно работать только в случаях, когда амортизационные условия удовлетворяют требованиям инновационных фирм. В противном случае у предприятий недостает стимулов для обновления оборудования, вследствие чего основные фонды устаревают, как физически, так и морально. Особенно заметно устаревание оборудования в наукоемких отраслях промышленности (самолетостроение, ракетостроение, оборонная промышленность, компьютерные технологии, связь и др.). Поэтому для обеспечения финансовых условий обновления основных фондов элементов инновационной инфраструктуры, необходимо предоставление им возможности ускоренной амортизации оборудования, используемого в инновационном процессе. Также, необходимо предоставить возможность применения ускоренной амортизации нематериальных активов.

Открытые инновации способ активизации инновационных процессов, представляет собой организационный инструмент, встроенный в политику внешних связей компании. Этого инструмент направлен на решение инновационных “проблем”, как для компании создающей инновационные идеи, так и для той, которая располагает соответствующим потенциалом для воплощения идеи в жизнь, но не имеет её у себя в наличии. Суть этого инструмента заключается в том, что компания, имеющая, инновационную идею не скрывает её от конкурентов, а наоборот предлагает другим фирмам реализовать её на практике.

Для инновационных компаний этот инструмент имеет ряд преимуществ [26]:

1. Компания, которая не может себе позволить содержать эффективный отдел НИОКР, получает возможность, не тратя время и не привлекая дополнительных инвестиций в исследования и разработки, купить готовую инновационную идею.
2. Компания, которая не имеет возможности воплотить в данный момент времени свои инновационные идеи в жизнь, может получить дополнительную прибыль от их продажи.
3. Компания, выставляющая, свои инновационные идеи в открытый доступ может стать обладателем стандарта отрасли.

Недостатком этого инструмента в настоящее время в России является то, что методы защиты авторских прав, без которых невозможно эффективное его использование, не приняли формы четко работающей системы.

Кластер, это вид организационного инструмента направленный на добровольное объединение участников инновационных процессов и проектов, нацеленное на более тесное взаимодействие, чем при обычных хозяйственных связях. Смысл объединения в кластер заключается в постоянной диффузии технологий, кадров, финансовых средств и т.д. между его участниками.

Свободные экономические зоны являются одним из организационных инструментов, который охватывает такие инструменты, как таможенное и налоговое регулирование, ускоренная амортизация и др. По своей форме они представляют собой обособленные территории, нахождение в которых предоставляет их резидентам существенные финансовые и правовые льготы. Проблемой, этого организационного инструмента, также является отбор кандидатов в число резидентов особых экономических зон.

Для достижения наибольших организационных и финансовых преимуществ инновационному предприятию целесообразно использовать синтез разных видов наиболее подходящих инструментов.



25. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А., “Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 288с.
26. Марко Торккели, Карл Кок, Ирина Савицкая, “Инновационный менеджмент в России и концепция «Open innovation»: первые результаты исследований”, Инновации № 11 (133), 2009, стр. 89-95.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года