Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ШАХ Н.Б.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий, Санкт-Петербург
Научный руководитель: д.э.н., проф. Шапиро Н.А.

Развитие малого бизнеса в мегаполисе

Малый бизнес имеет наибольшие перспективы развития в мегаполисе, потому что там произошла, и происходит глубокая интеграция всех форм человеческой деятельности [27]. Именно это обеспечивает наибольший спектр экономических инициатив – услуги, мелкооптовая торговля, IT – деятельность, общественное питание.

В малозаселенной и слаборазвитой с точки зрения инфраструктуры среде малый бизнес потребует больших капиталовложений с меньшей отдачей, поскольку существуют проблемы как с транспортной протяженностью, так и с рабочими местами, и с уровнем квалификации персонала. Потребности жителей малых городов и деревень на сегодняшний день удовлетворяет средний и крупный бизнес, создавая и развивая промышленные предприятия (что ведет к созданию рабочих мест и повышению квалификации персонала), развивая инфраструктуру (особенно дороги с твердым покрытием и электромагистрали), крупные предприятия обеспечивают город теплом и электроэнергией (это явление характерно в т.ч. и для российских моногородов). Однако емкость рынка для малого бизнеса пока еще недостаточно велика, так как он не способен обеспечивать фундаментальные потребности людей (особенно энергообеспечение и продовольственное обеспечение), а без этого невозможен широкий спектр такой деятельности, которая может выполняться небольшим предприятием в условиях дефицита рабочей силы и ресурсов. Напротив, в крупных городах и мегаполисах такая возможность есть. Потребности горожан имеют широкий спектр, куда входит как обеспечение продтоварами, так и компьютерная поддержка, ремонтные работы, массовое питание, работа на дому, то есть те формы деятельности, которые не требуют значительных капиталовложений и численности персонала. Этим и объясняется наиболее интенсивное развитие малого предпринимательства в мегаполисе.

В условиях кризиса малый бизнес столкнулся с серьезными проблемами. Во-первых, потребность бизнесменов в кредитовании оценивается в 850 млрд. - 1 трлн. рублей, то есть в 7-8 раз выше нынешних объемов. Возникает вопрос: почему при заявленных потребностях малые предприниматели не могут их удовлетворить, рассчитывая на помощь банков? Ответы на него лежат во многих плоскостях. Это и несовершенство законодательной базы по кредитованию, недоверие банков к малому бизнесу, отсутствие полной информированности предпринимателей по программам кредитования, невозможность выплачивать процентные ставки и оформлять в залог арендуемую собственность.

Во-вторых, система поддержки малого бизнеса в основном касается льготного кредитования и информационного обеспечения. Поддержка путем организации бизнес-инкубаторов пока не дает существенной отдачи.

В- третьих, слабо развита система взаимодействия малого предприятия с муниципальными органами власти [28]. Именно этот фактор стоит считать решающим в становлении малого бизнеса.

Серьезным испытанием для российской экономики стал кризис спроса. Малый бизнес, занимающий нишу розничной торговли, строительства, ремонта, общественного питания, это почувствовал особенно остро. Крупные предприятия, более устойчивые экономически, начали вытеснять малый бизнес. На сегодняшний день на рынке розничной торговли три главные проблемы, требующие урегулирования: вытеснение малых предприятий крупными торговыми сетями; взаимодействие торговых сетей и местных производителей; взаимоотношения торговых сетей и органов власти в субъектах федерации. Об этом заявлял заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Белоусов, выступая на 9-й международной конференции "Торговля в России". Он объяснил, что причиной возникших проблем стало развитие и консолидация розничных сетей как главной тенденции в развитии торговой отрасли в настоящий момент. По словам А. Белоусова, в среднем по России 70% малого бизнеса представлено в торговле. При этом для губернатора каждого региона, где появляются сети, «проблема вытеснения малого бизнеса стоит во весь рост» [29].

Учитывая серьезность положения и недопустимость разорения собственников, безработицы, утраты конкурентной среды, стоит пойти на шаги по налаживанию взаимодействия между низовыми уровнями государственной системы (муниципалитетами) и малыми предприятиями.

Поможет решить проблему загруженности малого бизнеса, развитие системы муниципального заказа.

Муниципальный заказ – это заказ на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, формируемый от имени органов местного самоуправления, финансируемый из местного бюджета и направленный на удовлетворение муниципальных нужд. Муниципальный заказ является формой прямого регулирования хозяйственных связей посредством заключаемого муниципального контракта между муниципальным заказчиком и поставщиком продукции (подрядчиком) на выполнение заказа на поставку продукции, финансируемого за счет средств местного бюджета. Планирование и формирование муниципального заказа, а также его размещение, исполнение и контроль за исполнением, в совокупности, представляют собой систему муниципального заказа. Система муниципального заказа муниципального образования сформирована для централизованного комплексного решения вопросов, определенных нормами и требованиями действующего законодательства о размещении на конкурсной основе государственного и муниципального заказа при приобретении продукции (товаров, работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд.

Система муниципального заказа позволяет минимизировать расходы местного бюджета, а также обеспечить возможность работы в системе отдельных муниципальных заказчиков путем самостоятельного размещения муниципального заказа через запрос котировок цен. Подготовкой, организацией и проведением муниципальных торгов (конкурсов), а также развитием системы муниципального заказа занимается отдел муниципального заказа и ценовой политики администрации муниципального образования города. Однако в эту систему практически не вовлечено местное население. Поэтому целью проекта является организация трехстороннего общения между малым бизнесом, муниципалитетами и населением. Схема взаимодействия можно представить следующим образом.

1) Представители местного населения информируют муниципальные органы власти о назревшей проблеме (возможно, дополняя сообщение фото- и видеоматериалами).
2) Сотрудники муниципалитета обрабатывают сообщение, анализируют его, разбираются в проблеме и находят пути ее решения.
3) Информации о проблеме публикуется на сайте, а также сроки ее решения (выполнения определенного объема работ, или оказание услуг), сумма оплаты работ.
4) Представители малого бизнеса изучают предложение, после чего отправляют заявки на муниципальный сайт. Проходит отбор участников.
5) Организация выполняет заданный объем работ, после чего отчитывается перед заказчиком.
6) Население участвует в оценке проведенных работ, увеличивая уровень репутации данного предприятия. Это приведет к тому, что в реестре оно продвинется на несколько строчек вверх, будет более заметно для читателя, чаще будет получать муниципальные заказы.
7) Критерий быстроты, дешевизны и качества проведения работ будет складываться как из оценок местного населения (оценка будет иметь большое значение), так и оценки муниципалитета, который будет учитывать прежде всего время, качество (необходима организация независимой комиссии по оценке) проведенных работ.

На сайте необходима публикация и анализ социально-экономических показателей жизни района. Исследуя эти данные, необходимо определить возможность их улучшения совместными усилиями муниципалитета и малого бизнеса. Для них качественная, емкая аналитика будет существенной помощью в экономической деятельности. Ориентируясь в ней, молодой бизнесмен сможет лучше планировать собственную дальнейшую деятельность.



27. Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006? C.34
28. Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с.16
29. Тенденция вытеснения МБ крупными торговыми сетями усиливается 27.09.2006 ИА Медиа



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года