Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БАХТУРИНА Ю.И., СЕЧЕНЫХ Н.Е.
Воронежский государственный университет
Воронеж, Россия

Социальное управление российских корпораций в условиях кризиса

Мировой экономический кризис стал для российских компаний не только проверкой их финансовой устойчивости, но и проверкой серьезности, продуманности и оптимальности программ корпоративной социальной ответственности (КСО). Исследование особенностей КСО в условиях кризиса во многом способствует выявлению ее приоритетных направлений, своевременной корректировке целей и задач КСО, выбору эффективных инструментов корпоративного управления.

Директор департамента социальной политики Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Е.Н. Феоктистова отмечает: «Кризис заставил компании считать более тщательно, внимательнее относиться к тому, чем они занимаются, к выбору инструментов и оценке своих результатов… В повестке дня – уточнение задач по совершенствованию производственных стратегий, корпоративного управления и управления рисками, повышение информационной открытости и прозрачности деятельности». [30] В целом на КСО кризис оказал не однозначное влияние. С одной стороны – расходы компаний на КСО и нефинансовую отчетность снизились до 70%, инвестиции в социальную сферу также были сокращены или заморожены. В первую очередь это коснулось благотворительных программ. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Благотворительность в условиях кризиса», проведенного в апреле-мае 2009 года силами исследовательской группы «Циркон», компании PricewaterhouseCoopers, Форума доноров и CAF Россия. Согласно полученным результатам, 65% от 440 опрошенных некоммерческих организаций заявили о том, что финансирование со стороны организаций было сокращено. [31] С другой стороны – уже сформированное понимание российскими компаниями значимости КСО, позволило сохранить финансирование действительно важных для компаний программ, которые действительно приносят пользу и репутационную выгоду. Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Корпоративная социальная ответственность – Русский центр» А.Е. Костин обращает внимание на то, что «…сократилось большое число социальных и благотворительных проектов на федеральном уровне, однако региональные инициативы не были закрыты или сокращены». [32]

Кризис позволил выявить тот факт, что ответственность большинства российских компаний перед своими работниками, во многих случаях имела показной характер. Конечно уменьшение социальных расходов – это естественная реакция компании на кризисные явления в экономике, неизбежно предполагающая сокращение издержек. Но весьма значительные масштабы уменьшения затрат на персонал, региональные программы и другие элементы КСО (по ряду оценок, до 35% в среднем) свидетельствует, о том, что руководящий состав большинства компаний избрал путь адаптации к кризису прежде всего за счет работников. При этом денежное содержание руководящей верхушки в период кризиса снизилось очень незначительно. Это во многом объясняется особенностями отношения российского бизнеса к КСО как к инструменту PR-активности, прежде всего, а не как к целенаправленной заботе об интересах заинтересованных сторон, связанной с принятием, публичным декларированием и безусловным соблюдением взятых на себя обязательств.

Следует отметить и то, что все мероприятия по сокращению издержек проводились большинством компаний в одностороннем порядке, часто с нарушениями действующего законодательства, без какого-либо диалога с сотрудниками. Кроме высокого темпа роста безработицы (безработица в России превысила аналогичный показатель в США, родине нынешнего экономического кризиса) в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. По действующему в 2009 году трудовом кодексу (гл. 27) при сокращении штата и увольнении работников работодатель вынужден выплатить двухмесячную заработную плату увольняемому работнику. [33] Поэтому работодатели всеми возможными способами вынуждают работников увольняться самим по собственному желанию, чтобы не попасть под действие вышеупомянутой статьи в трудовом кодексе РФ. Основным методом воздействия на не ключевых сотрудников является перевод их на неполную рабочую неделю и вывод в вынужденные бессрочные отпуска. Таким образом, снижается фактическая средняя заработная плата работника за 12 месяцев, что позволяет в дальнейшем сократить штат с меньшими издержками. Численность людей, работавших неполное рабочее время, на июнь 2009 года составляет около 9% по официальным данным. Реально же этот процент гораздо больше. Вторым методом сокращения издержек по заработной плате становится уже забытый метод выплаты «серой» зарплаты. Но все же он является противозаконным, поэтому работодатели больше прибегают к методам, ведущим к росту скрытой безработицы. [34]

Совершенно справедливым является мнение директора проекта по устойчивому развитию Глобального Договора ООН в России, Программа развития ООН А.С. Бима о том, что кризис «…высветил, накопившиеся проблемы в сфере КСО в условиях России – декларативность, непрозрачность, необязательность, отсутствие достаточной взаимосвязи со стратегией бизнеса, преобладающая ориентация на PR-эффект, в определенной мере обеспечивавшийся красивыми социальными отчетами» [35]. А ведь именно в условиях кризиса, при реструктуризации и сокращениях, компании должны в полной мере проявлять свою социальную ответственность. Е.Н. Феоктистова считает: «Важно, чтобы реструктуризация проводилась ответственным образом, а при высвобождении персонала, все механизмы адаптации были включены. Что касается внутренних социальных программ, то они – часть стратегии развития бизнеса и существуют, пока продолжается деловая активность. Социальные программы выступают элементом привлечения и удержания работников, формирования эффективной работоспособной команды, а это – одно из условий конкурентоспособности. Перед компаниями стоит задача правильного определения приоритетов, оценки результативности программ, использования целого арсенала инструментов для создания системы социальных гарантий работникам и укрепления их трудового потенциала» [36]. Социальная стабильность в стране сегодня напрямую зависит от того, смогут ли предприятия, прежде всего градообразующие, удержаться на плаву и следовать принципам социально ответственного поведения по отношению к своим работникам и партнерам по бизнесу.

В помощь российским корпорациям НП «КСО – Русский Центр» опубликовал практические рекомендации экспертов и гражданского общества – «Антикризисная КСО в России: 12 рычагов успеха» [37]. В них предлагаются специальные антикризисные мероприятия КСО такие как: волонтерство и индивидуальная корпоративная филантропия; разработка внешних корпоративных и совместных с местными властями программ дополнительного обучения и профессионального переобучения высвобождаемой рабочей силы; поиск новых форм взаимодействия с обществом и властью; обязательное раскрытие информации о системах оплаты, размеров вознаграждений, бонусов топ-менеждеров государственных компаний и банков, предприятий с государственным участием и добровольное раскрытие такой же информации для частных компаний; создание новых рабочих мест в области экологической деятельности предприятий и охраны окружающей среды; создание и внедрение систем управления нефинансовыми рисками, основанных на системном анализе и взаимодействии со стейкхолдерами компаний.

Таким образом, мировой экономический кризис оказал двойственное влияние на КСО, как одну из систем управления российских корпораций. Существенно сократились программы, напрямую не связанные с деятельностью организаций. Однако получили развитие направления КСО, которые обеспечивают хозяйствующему субъекту формирование положительной репутации и повышение инвестиционной привлекательности. В связи с усилившейся заинтересованностью градообразующих организаций в стабильности внешней социально-экономической среды наблюдается сокращение финансирования в рамках КСО федеральных программ при сохранении финансирования региональных программ. В условиях кризиса, возможно четко определить те корпорации, для которых КСО является лишь PR-технологией. Все более очевидным становиться и то, что корпорации должны обеспечить более тесную взаимосвязь КСО с системой стратегического управления для минимизации рисков и угроз кризисной фазы развития российской и мировой экономики, а также для обеспечения конкурентных преимуществ в будущем.



30. Национальный форум корпоративной социальной ответственности. Доклад о тенденциях в сфере КСО в России в 2009 г. CSR Trend Review 2009 // Национальный форум корпоративной социальной ответственности: URL: http://www.csrforum.ru/.aspx?rub=120&lng=ru (дата обращения: 27.03.2010)
31. CAF Россия, исследовательская группа ЦИРКОН, Форум Доноров и PricewaterhouseCoopers. Благотворительность в условиях кризиса. //PricewaterhouseCoopers: URL: http://www.pwc.com/RU/ru/corporate-social-responsibility/charity-crisis-survey.jhtml (дата обращения: 28.03.2010)
32. Там же, что 1
33. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ. // Доступ из справочно-правовой системы "Консультант-Плюс: UR: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/. (дата обращения 29.03.2010)
34. Forexcome. Безработица 2009, безработица в России, кризис и безработица. // Forexcome: URL: http://www.forexcome.ru/issues/11/ (дата обращения 27.03.2010)
35. Национальный форум корпоративной социальной ответственности. Доклад о тенденциях в сфере КСО в России в 2009 г. CSR Trend Review 2009 // Национальный форум корпоративной социальной ответственности: URL: http://www.csrforum.ru/.aspx?rub=120&lng=ru (дата обращения: 27.03.2010)
36. Там же, что 6
37. Некоммерческое партнерство «КСО – Русский Центр». Антикризисная КСО в России: 12 рычагов успеха. // Национальный форум корпоративной социальной ответственности: URL: http://www.csrforum.ru/News.aspx?id=27&lng=ru (дата обращения 10.04.2010)



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года