Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ВОРОНОВ А.А.
Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Научный руководитель: д.э.н., проф. Черненко В.А.

Состояние и перспективы освоения ресурсов нефти и газа на арктическом шельфе в северных регионах Российской Федерации

В настоящее время с освоением Мирового океана связывают решение четырех основных проблем, имеющих первостепенное значение для дальнейшего развития общества: увеличение добычи минерального сырья, использование энергии океана, обеспечение продуктами питания и размещение населения [1]. Шельф, как самая доступная часть Мирового океана, служит зоной активной деятельности человека по освоению минеральных, биологических и химических ресурсов за пределами суши.

Существуют следующие основные направления использования континентального шельфа:

1. освоение шельфа как источника нефти и газа;
2. освоение шельфа как источника твердых полезных ископаемых;
3. освоение шельфа как источника биологических ресурсов;
4. освоение шельфа как источника энергии;
5. использование шельфа для размещения на нем гражданских и промышленных объектов.

Среди указанных направлений достаточно большой интерес в настоящее время представляет шельф как источник нефти и газа. Установлено, что общая нефтегазоносная площадь континентального шельфа составляет около 13 млн. км2, а суммарные запасы нефти – около 100 млрд. т [2].

Ощущая нехватку энергетических ресурсов, многие страны мира ведут поисковые и добычные работы в пределах морских акваторий. В начале 70-х гг. XX века 21 государство добывало нефть и газ в океанах и морях, 46 стран проводили геофизические и буровые работы, 5 стран готовились к ним. В начале 90-х гг. поиском морских месторождений и их разработкой занималось уже более 100 государств. В настоящее время освоение ресурсов шельфа, несмотря на сложные природно-климатические условия морского поиска, непрерывно продолжается. Разведка месторождений осложняется штормовыми ветрами, наличием мощной толщи воды, волн, сильных течений и айсбергов. Все это увеличивает затраты на поиск и добычу морских углеводородов.

Тем не менее, добыча нефти в море неуклонно растет, составляя в среднем 32 % общемировой, так как потенциальные ресурсы нефти и газа в акваториях Мирового океана превосходят их запасы на суше почти в 3 раза. Открытия начала 90-х гг. подтвердили более 500 месторождений у берегов США, более 150 – в Северном море и свыше 40 – в Персидском заливе [3].

Стоимость строительства морских скважин достаточно высока. Например, средняя стоимость 1300 поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин, пробуренных в Северном море, составила 2,5 – 5 млн. долл. При разработке месторождений Арктического региона эта стоимость возрастает на порядок. Суммарные затраты в мире за период с начала 70-х до середины 80-х гг. составили более 600 млрд. долл., из которых 265 млрд. долл. истрачено на поисково-разведочные работы и добычу нефти.

Прибыль на каждую тонну добытой нефти резко снижается с глубиной воды в точке бурения скважины. Например, если на суше она в среднем составляет 3,65 долл., то на глубине 3 м – 2,41 долл., 30 м – 1,68 долл., 130 м – 0,66 долл. Доходы от добычи газа падают до нуля даже при 3-метровой глубине моря. Подсчитано, что пределом рентабельности разработки месторождения сегодня является глубина моря 100 м для месторождения с запасами нефти 7 млн. т и 130 м для месторождений с запасами 13,5 млн. т нефти. Несмотря на высокие капиталовложения, поиск и разведка новых месторождений нефти и газа ведутся во все более широких масштабах, и распространяются на глубоководные районы шельфа, поскольку свыше 30 % запасов нефти и газа в Мировом океане находится за пределами зоны с изобатой 200 м. Наибольшая доля всех объемов капиталовложений на освоение шельфа приходится на разведку и освоение месторождений нефти и газа [4].

Анализ состояния проблемы освоения Мирового океана в настоящее время показывает, что создание морских инженерных сооружений на континентальном шельфе, как и любых других технических объектов, не является самоцелью: оно обусловлено общественно необходимыми потребностями. Для большинства стран с развитой капиталистической экономикой проблема освоения ресурсов континентального шельфа является своего рода «двигателем», т.к. естественной основой существования и развития являются рационально построенные механизмы стимуляции общественного потребления. Особенно важно это обстоятельство для европейских и скандинавских государств, где запасы полезных ископаемых – энергоисточников потребления – на суше находятся на грани исчерпания, а их добыча на территориях колоний все больше осложняется наличием социальных проблем. Это же обстоятельство относится и к России. Поэтому естественным выходом из этой ситуации представляется возможность осваивать ресурсы шельфа, тем более что по ряду прогнозов и оценок запасы последних достаточно велики.

Важным элементом удовлетворения потребности общества в ресурсах шельфа, таким образом, являются технические инженерные сооружения – буровые установки различных типов; причем достаточно большой удельный вес занимают стационарные буровые установки [5].

Очевидно, что проектирование любого нового объекта морской техники необходимо начинать с анализа существующих и потенциальных потребностей общества, точнее, той его части, которая будет покупать и использовать этот объект, а также с оценки состояния объекта морской техники и прогнозирования потребности общества на определенный период времени, чтобы обеспечить достаточный временной интервал для создания объекта морской техники с теми свойствами, которые потребуются от него через некоторое время. Последнее обстоятельство особенно существенно, если учесть, что период постройки большинства морских инженерных сооружений соизмерим с возможным временным интервалом прогноза.

Необходимость освоения ресурсов шельфа, обоснованная выше, толкнула развитые страны на путь создания качественно новых объектов морской техники – технических средств освоения ресурсов. Такие формы деятельности всех промышленно-производственных фирм являются залогом их успеха на данном сегменте рынка, а в основе всех форм и методов планирования производства, менеджмента и коммерческого маркетинга лежат научные способы изучения и прогнозирования технологических характеристик производимых технических систем, а также выявление объективных законов их развития [6].

Однако перспективность и экономическая эффективность разработки природных ресурсов на арктических шельфах Северных регионов Российской Федерации затрагивает очень важную проблему экологической безопасности всего Мирового океана. Проблема обеспечения безопасности Мирового океана в настоящее время по значимости и остроте выходит на уровень таких проблем, как разоружение, урегулирование региональных конфликтов и кризисных ситуаций. Загрязнение окружающей среды и Мирового океана достигло критической точки. Экологическая угроза мировому океану поставила перед международным сообществом задачу принятия срочных мер по спасению среды обитания человечества. Их особенностью является то, что ни одно государство в отдельности, даже при помощи самых строгих мер не способно справиться с экологической угрозой [7]. Отсюда возникает острая необходимость международного сотрудничества, принятия экстренных мер по обеспечению международной экологической безопасности, принятия оптимальной экологической стратегии, включающей и концепцию, и программу совместных действий всех стран.



1. Семенов Ю.Н., Портной А.С. Технические средства освоения ресурсов Мирового океана. СПбГМТУ, 1995. С. 17-21.
2. Там же.
3. Там же.
4. Семенов Ю.Н., Портной А.С. Технические средства освоения ресурсов Мирового океана. СПбГМТУ, 1995. С. 22-24.
5. Там же.
6. Разуваев В.Н., Воронов А.А. Закономерности развития морской техники. СПб, материалы 3-й Международной конференции по морским интеллектуальным технологиям МОРИНТЕХ-99, том 2. С. 95-98.
7. Семенов Ю.Н., Портной А.С. Основы международного права освоения ресурсов Мирового океана. СПб.: Изд. центр СПб ГМТУ, 1994. С. 12-15.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года