Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ГОРШКОВ И.А.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий
Научный руководитель: д.э.н., проф. Шапиро Н.А.

Внедрение информационных систем в государственное управление

Информационные системы в целом можно рассмотреть как совокупность технических, программных средств и мероприятий, квалифицированного персонала для обеспечения информацией всех нуждающихся в ней потребителей.

Для всех уровней управления – от предприятий и его подразделений, до государства и мирового хозяйства, так и для всех временных интервалов – от краткосрочного, среднесрочного, долго и дальнесрочного возможность успешно реализовать эффективные стратегии своего развития, выбора пути и форм существования связывается с наличием качественной, неискаженной, достоверной информации.

Современный управленческий инструментарий, развивающейся в рамках «экономики знаний», предполагает применение определенных приемов и способов только на базе полноценной информации. Потребность в таких знаниях для принятия управленческого решения растет у специалистов самого разного управленческого профиля, в том числе и в государственном управлении. Способы получения необходимой информации связаны с развитием информационных систем.

В наши дни человечество достигло такой вершины в развитии информационных систем, что делает возможным внедрение данных технологий в управление жизнью и деятельностью человека. В глобальном смысле внедрение информационной системы в управление страной является задачей стратегической важности. Она помогает выполнять операции, , более точно анализировать и принимать управленческие решения, ориентированные на достижение государственных целей.

Для внедрения информационных систем необходимо соблюдение следующих критериев:

1) Четкое взаимодействие всех органов государственной власти. Государственное управление — процесс выполнения комплекса операций, ориентированных на достижение государственных целей [44]. Именно для реализации операций государственного управления и необходима соответствующая информация и поддержание ее в актуальном состоянии. Отсюда следует важный вывод, что эффективность использования информационного обеспечения органов государственной власти и управления необходимо определять через показатели качества государственного управления.

2) Стандартные структура программ и сайтов и протоколы передачи данных. При разработке стандартов для структуры программ и сайтов, необходимо, чтобы разработчики руководствовались удобством и простотой их использования с точки зрения простого пользователя (так называемого «юзера»). Это можно рассматривать как «единый стандарт». В остальном для сайтов разрабатываются одни стандарты, а для программ другие. В общем и целом данные стандарты не должны ограничивать заказчика (пользователя), разработчика в выборе конкретных информационных технологий, а должны определять общие и доступные правила взаимодействия государственных информационных систем и их компонентов [45].

Одним из главных требований при разработке сайтов помимо удобства и простоты интерфейса является условие, чтобы сайт должен быть насыщен всей необходимой вспомогательной информацией и подсказками, а также более точной системой поиска необходимой информации, в противном случае пользователь потеряет много времени при поиске или же вовсе ничего не найдет [46]. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещенная на сайте, помимо упрощения процесса поиска требуемой информации, позволяет сэкономить время государственных служащих на разъяснения.

Что касается программ, то помимо «единого стандарта» должен использоваться единый протокол передачи данных, чтобы не вызывать затруднений при взаимодействии программ посредством передачи данных, необходимо иметь возможность интегрирования программ друг с другом при необходимости, обновлять программы без нарушения единой структуры и интерфейса.

3) Возможность оперативного обновления программ и сайтов без нарушения структуры интерфейсов, а также без изменения протоколов передачи данных. Также немаловажна информативность, насыщенность информации, которая должна быть точной и достоверной. При этом необходимо оперативно обновлять данную информацию без нарушения стандартной структуры сайта и его интерфейса. Доступ к сайтам должен осуществляться из любой точки Земли быстро и оперативно.

4) Защита конфиденциальной и персональной информации. Немаловажную роль играет надежная защита конфиденциальной и персональной информации. Ее можно достигнуть за счет разработки единых стандартов во взаимодействии программ, а также за счет разработки наиболее надежного шифрования самих данных при передаче из одной программы в другую. Защиту данных необходимо осуществлять как на информационном уровне, так и на уровне пользователей, чтобы избежать утечки информации.

5) Открытый и оперативный доступ к информации всех граждан страны из любой точки Земли. После создания сайта и его утверждения соответствующими лицами, необходимо размещение сайта и его материала на сервере (суперкомпьютер, на котором будет размещены сайт и все его содержимое, и далее предоставляться через интернет) провайдера интернет. Сервер должен быстро обрабатывать большие объемы информации, в частности, запросы от пользователей и в соответствии с ними, как можно быстрее передавать требуемые данные. Не следует забывать о пропускной способности интернет-канала провайдера [47]. При выборе провайдера целесообразно руководствоваться не дешевизной размещения сайта, а надежностью и бесперебойностью предоставления услуг, чтобы избежать неоправданных денежных потерь.

Если рассматривать внедрение информационной системы для государственного управления с экономической точки зрения, необходимо иметь как можно меньшую зависимость от поставщиков и посредников, а при возможности вообще избежать посредничества. Сеть поставщиков приводит к дополнительным затратам на создание информационной системы, а если учесть, что соответствующая система должна быть развита во всех регионах России и частично за ее пределами, то и переплата за посредничество будет огромной.

Не стоит забывать о том, что в большинстве стран существует большая зависимость от программных продуктов, производимых в США. Эта зависимость заключается в неспособности создания собственной операционной системы, различных программ или недостаточное финансирование. Необходима государственная поддержка, которая в наши дни или недостаточна или не целесообразно расходуется. Разработка собственных программ и операционной системы в разы поднимет престиж и безопасность страны. Безопасность страны является одним из важнейших задач государственного управления.

Безопасность на информационном уровне заключается в том, что используя операционную систему иностранных производителей, очень тяжело защититься от уязвимостей системы. Допустим, что сторонние производители постоянно выпускают обновления или исправления данных уязвимостей, которые можно скачать с официального сайта. Очень тяжело среди многочисленных обновлений определить, направлена ли «заплатка» именно на исправление уязвимостей или же для того, чтобы вывести из строя систему или завладеть компьютером пользователя и т. п. Поэтому разработка собственной операционной системы должна быть одной из приоритетных задач, стоящих перед государством.



44. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 608 с., С. 20.
45. См. Проект Акта о принятии Концепции СПО с приложением нормативной версии Концепции. Министерство экономического развития и торговли Российской федерации. С. 3-4.
46. См. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Электронное правительство. Министерство связи массовых коммуникаций Российской Федерации. С. 3.
47. http://erahosting.net 11.04.2010



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года