Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЛИТВИНОВ Д.В.
Магистрант Института бизнеса и права, Санкт-Петербург

Особенности менеджмента физкультурно-спортивных учреждений различной организационно-правовой структуры (на примере Санкт-Петербурга)

В целях реализации государственной программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, общего оздоровления населения и развития спорта высших достижений, физкультурно-спортивные учреждения различных форм собственности Санкт-Петербурга позиционируют как исполнители государственного заказа в данной сфере общественной жизни. Вместе с тем, возможности, производственные мощности, сама идеология учреждений спорта настолько многообразны, что их деятельность и её результаты простираются далеко за рамки собственно спортивной сферы и могут быть правильно оценены только в симбиозе с такими формами социальной жизни как образование, молодёжная политика, военно-патриотическое воспитание, коммерция, здравоохранение и другие.

Решающее воздействие на выбор форм и методов руководства деятельностью и персоналом физкультурно-спортивного учреждения (далее ФСУ), оказывают наличие или отсутствие постоянного финансирования, его происхождение, достаточность и своевременность для удовлетворения нужд конкретного учреждения.

Ряд учреждений физической культуры и спорта являются вполне благополучными. Менеджмент такого учреждения исходит из коммерческой логики и направлен на предоставление населению исторически востребованных услуг на базе зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности. При этом предоставление услуги является вполне «коротким» в том смысле, что базируется на «общепризнанной» уверенности в пользе оказываемых услуг, психологическая и воспитательная работа данным учреждением не ведётся и не включается в цену услуги, потому цены на такие услуги имеют узкий ценовой коридор по всему городу. Такие ФСУ являются самоокупаемыми, у них резервов для материального стимулирования работы персонала, их услугами пользуются жители близлежащих микрорайонов, потому маркетинг такого учреждения направлен прежде всего на удержание данного сегмента населения, территории в качестве основного постоянного клиента. К данной разновидности ФСУ относятся бассейны, государственные многофункциональные спортивные комплексы, крупные стадионы, круглогодичные катки.

Значительно отличается формы работы государственных спортивных школ. Данная разновидность ФСУ также использует спортивные сооружения, находящиеся в собственности государства, однако их бюджет, статьи расходов строго лимитированы и не позволяют своевременно поощрять тренеров, показывающих наиболее высокие результаты, закупать современное тренировочное оборудование, труд приглашённых специалистов. Так же, как и в первом случае, плюсом работы данных ФСУ является узкая специализация, что позволяет чётко и недвусмысленно сформулировать задачи, стоящие перед коллективом, подобрать персонал, соответствующий уровню заработной платы. Минусом является принцип отсева претендентов, не соответствующих определённым физическим кондициям

Гораздо труднее построить эффективную работу новых районных или муниципальных центров спорта, создаваемых широкой спортивно-массовой работы с населением по месту жительства, проще говоря, - на придомовой спортивной площадке, пришкольном стадионе. Главные трудности заключаются в отсутствии материально-технической базы, отсутствии квалифицированного персонала, который должен быть, в первую очередь, организатором-педагогом, во вторую очередь - психологом, в и лишь в третью – спортсменом: именно такая пропорция персональных качеств позволит работать с населением во дворе, которое давно отвыкло от систематических занятий оздоровительными процедурами, а за последние десятилетия, напротив, приобрело стойкую привычку к нездоровому образу жизни и апатию ко всякого рода призывам. Менеджмент центров спорта чрезвычайно затруднён. Фонд заработной платы низок, коллективную задачу сформулировать затруднительно, т.к. нет специалистов, обученных для её исполнения, и на работу принимаются, в основном, совместители, проживающие в данном районе, при этом руководителю ясно с самого начала, что серьёзной, вдумчивой работы от нового сотрудника потребовать нельзя по вышеуказанным причинам. Однако материальная база постепенно совершенствуется, создаются должностные инструкции, облегчающие понимание обязанностей, появляются наработки по взаимодействию с различными общественными институтами на местах. Менеджмент центров должен учитывать тот факт, что широкий охват населения будет иметь следствием поверхностность работы и расплывчатость показателей: в секцию человек ходит 2-5 раза в неделю, в бассейн – 1-2 раза в неделю, в тренажёрный зал – 2-3 раза, а вовлечённым в массовое мероприятие житель будет раз в месяц, в год, потому никакого устойчивого контакта с инструктором не сложится, они останутся чужими, в свою очередь будет влиять на дальнейшую работу.

Принципы работы общественной спортивной организации, частного спортивного клуба, тренажёрного зала во многом отличаются от трёх больших групп ФСУ, рассмотренных ранее. Не имея постоянного государственного финансирования, такие организации действуют в интересах ограниченной группы лиц, объединённых желанием заниматься определённым видом спорта. Кроме того, эти организации способны предоставить своим членам «длинную» услугу, включающую обучение и работу в профессиональной сфере в разном качестве. Менеджмент здесь предъявляет более строгие требования к сотрудникам, так число их невелико, а благополучие учреждения зависит напрямую от их умения качественно оказать услугу и, что не менее важно, умения постоянно осуществлять набор новых потребителей услуги. Большим плюсом деятельности таких организаций является привлечение к занятиям спортом детей, желающих заниматься без отбора лучших, но с разделением потоков на начинающих, продолжающих, первые, вторые составы. И, хотя здесь в определённой степени, влияет коммерческий расчёт, в итоге реализуется важная функция: ребёнок, желающий заниматься спортом, может заниматься в секции вне зависимости от своих способностей, с целью общего оздоровления. Общественные спортивные организации много работают с семьями, вникают в общую обстановку в семье, успеваемость своих воспитанников, выполняя воспитательную функцию. Общественные организации действуют зачастую на базе государственных спортивных или образовательных объектов в связи с отсутствием собственной базы. В то же время, общественные организации могут иметь в своём распоряжении современный инвентарь, высококлассных специалистов, большие образовательные и соревновательные возможности, что делает сотрудничество с ними выгодным для государственных учреждений спорта, более связанных в своих действиях.

Согласованные действия вышеперечисленных субъектов, включающие разумное и рачительное использование возможностей каждого из них, и составляет единый процесс спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с населением, который, с одной стороны, стремится к широкому охвату различных социальных групп в целях общего оздоровления нации, с другой стороны, позволяет на основе большой выборки готовить перспективные кадры для спорта высших достижений.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года