Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ХАЛАПСИН Д.С.
Магистрант Института бизнеса и права, Санкт-Петербург

Инновационный менеджмент в сфере культуры (из опыта Мариинского театра)

Инновационный менеджмент предполагает не просто управление некоей сложившейся организации или структуры. Его отличие состоит в том, что сохраняя положительный опыт, переосмысляя его, он внедряет в процесс деятельности организации совершенно новые, порой неожиданные технологии, позволяющие в разы увеличить эффективность и результативность этой деятельности.

Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й.Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются выведением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования.

Этот процесс рассматривается на примере Мариинского театра в Санкт-Петербурге, так как он является пионером внедрения инновационных методов коммуникации в мировой театральной среде. Именно Мариинский театр впервые в истории театра провел в 1999 году прямую on-line трансляцию оперного спектакля.1 15 апреля 2010 года Мариинский театр провел первую в мире прямую телевизионную трансляцию балета в формате 3D. Зрители в России и Европе впервые в истории смогли наблюдать объемное изображение балета в прямом эфире.

В программе гала-концерта, транслируемого в трехмерном изображении, были представлены фрагменты легендарных балетов Мариинского театра в исполнении мировых звезд балета: Ульяны Лопаткиной, Ирмы Ниорадзе, Виктории Терешкиной, и других. Гала-концерт открыли художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев и Майя Плисецкая.

Партнером Мариинского театра по организации первой в мире прямой телевизионной трансляции балета в формате 3D выступила российская корпорация Дженерал Сателайт. Сигнал передавался в открытом формате, что дало возможность для просмотра мировой премьеры любому телезрителю, имеющему необходимое 3D-оборудование. Корпорация Дженерал Сателайт – научно-производственная компания, крупнейший российский разработчик и производитель оборудования для приема цифрового телевидения, представляющий свою продукцию на российском и международном рынке. Наряду с американской DirecTV и британской SkyUK, корпорация Дженерал Сателайт является пионером в реализации телевидения в формате 3D. Со 2 февраля 2010 года она первой на территории России и Восточной Европы осуществляет цифровое спутниковое 3D-вещание.

Вид инновации, который использует Мариинский театр можно отнести к технологическому виду, рассчитанному на получение прибыли, работу на бренд, обслуживание различных слоев населения, популяризацию фрагментов легендарных балетов из «золотого фонда», рекламу бренда Дженерал Сателайт, и конечно, привлечение внимания прессы к новому веянию в среде Мариинского театра. 3D трансляция балетного вечера является частью заявленной ранее медиастратегии Мариинского театра, предполагающей использование новейших коммуникационных технологий в творческой деятельности театр. Безусловный плюс этой новации состоит в том, что колоссально увеличивается зрительская аудитория. Однако есть и свои нюансы. Так с введением данной новации, труд артиста станет намного кропотливее, поскольку на него смотрят не только вживую из зала ( в том числе и в бинокль), но и с экранов TV крупным планом, когда видна каждая помарка, неудачное движение, эмоции и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что в любом процессе введения инновации, мы прослеживаем и положительные и отрицательные стороны, но задача инновационного менеджмента как раз и состоит в том, чтобы систематическая оценка результатов инновационной деятельности была в большей степени положительна, а сам результат эффективным, что показала практика Мариинского театра. Сегодня в театре трудится целый отдел, который работает в рамках инновационного менеджмента, решает задачи эффективного внедрения инноваций в творческую жизнь театра, а значит и в культурную жизнь в целом.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года