Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БАЗАДЗЕ К.М.
Аспирантка І года обучения Университета банковского дела Национального банка Украины (г. Киев)
Научный руководитель: к.э.н., доцент Пасичник И.В.

Конкурентоспособность банковских услуг в условиях финансовой нестабильности

В настоящее время банковский сектор является одним из наиболее проблемных элементов финансовой системы Украины. Если еще в 2007 году можно было наблюдать, что банки занимаются исключительно вопросами развития бизнеса, необходимости капитализации, развития инфраструктуры, сохранности своих активов, создания новых, нетрадиционных для украинского финансового рынка банковских продуктов (услуг), то начиная с последнего квартала 2008 года и весь последующий 2009 год большинство украинских банков вернулись в состояние, когда им приходится решать вопросы, связанные исключительно с проблемами «выживания» [79].

Именно учитывая современные тенденции развития банковской системы Украины нужно отметить, что первостепенным заданием банковского менеджмента является повышение адаптивных свойств банка, то есть повышение его конкурентоспособности, в частности, конкурентоспособности его услуг.

Вопросы банковской конкуренции, конкурентоспособности украинских банков на рынке банковских услуг рассматривали такие ученые, как В.М. Геец, А.С. Гальчинский, В.Д. Камаев, Т.С. Струбайло, И.В. Лютый и др.

Актуальность данной темы подтверждается усилением конкуренции на рынке банковских услуг в условиях финансовой нестабильности, значительного понижения доверия клиентов к банковским учреждениям, стремлением банков избежать неоправданных расходов, максимизировать прибыль от своей деятельности.

Для того чтобы говорить о конкурентоспособности банковских услуг, необходимо определиться с понятием конкуренции. Слово «сoncurrentia» в переводе с латинского означает «соревнование, соперничество». Как экономическая категория конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение наибольших прибылей [80]. Банковская конкуренция — это экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли [81]. Так как по своей сути банковские услуги не имеют конкурентоспособных, небанковских заменителей, - это повышает привлекательность банковской сферы для предпринимательства и является фактором роста в ней конкурентных отношений.

Конечно, с приходом мирового финансового кризиса, банки не занимались вопросами конкуренции в ее обычном значении. В настоящее время, как отмечает Станислав Победимский, первый заместитель председателя правления Бизнес Стандарт Банка, «среди прогнозов на 2010 год можно отметить тенденцию к специализации на рынке банковских услуг растущую популярность партнерских проектов между банками, финансовыми компаниями и другими игроками финансового рынка. Если раньше такие программы были, в основном, между банками и страховыми компаниями, то сейчас активно развивается дистрибуция партнерских финансовых продуктов других финансовых компаний и банков друг у друга, перекрестно используя сети партнеров. Все активнее банки будут выступать посредниками при продаже специализированных финансовых услуг партнеров, работая при этом на комиссионной основе, а за собой оставляя те финансовые услуги и продукты, которые входят в сферу их ключевой компетенции» [82].

Из этого следует, что понятие банковской конкуренции на рынке банковских услуг уже не может включать в себя соперничество с другими участниками финансового рынка. Это значит, что если раньше помимо конкуренции между самими банками была конкуренция со стороны небанковских финансово-кредитных институтов (страховыми компаниями, финансовыми брокерами, пенсионными, инвестиционными фондами, компаниями, выпускающими кредитные карточки), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной промышленности и др.), то в настоящее время характерной есть тенденция в сторону сотрудничества с ними, в результате чего банки будут только повышать свою конкурентоспособность на рынке банковских (финансовых) услуг.



79. Андрушків Н. Конкуренція як рушійна сила розвитку банківських послуг в Україні // Наука молода. – 2007. - №8. – С.76-79.
80. Основи економічної теорії/ С.В.Мочерний, С.А.Єрохін, Л.О.Каніщенко та ін. За ред. С.В.Мочерного. – К.: ВЦ “Академія”, 1997.
81. Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском секторе России, уч. пособие для вузов,2001 г.
82. НАУКА,-БАНКОВСКИЙ СЕКТОР:ИТОГИ 2009года, ПЕРСПЕКТИВЫ 2010 года URL:http://www.nauca.co.ua/index.php?option=com_content&view+article&id=142:---2009---2010=&catid+1:2009-07-20-08-33-31&Itemid=12&lang=ru



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года