Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ДЕНИСОВСКАЯ А.А.
Магистрант Санкт–Петербургского государственного Университета низкотемпературных и пищевых технологий
Научный руководитель: д.э.н., проф. Василенок В.Л.

Кредитование малого бизнеса на этапе экономического кризиса

Кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) для многих банкиров – один из основных видов деятельности. Но вместе с тем это и довольно рискованное дело. Не зря банки требуют столь внушительные пакеты документов. Так, ни один перечень не обходится без заявления на предоставление кредита для бизнеса, анкеты поручителей, финансовой отчетности за два последних квартала текущего года с отметкой инспекции, списка основных средств, копий договоров с крупными покупателями и поставщиками, учредительных документов.

Как отмечают аналитики, за последние три-четыре года объем кредитования малого и среднего бизнеса вырос на 80%. И банкиры уверяют, что они открыты для сотрудничества с малым и средним бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь на то, что им проще занять на «черном» рынке, нежели получить кредит в банке.

Основные проблемы кредитования бизнеса

Как считает Чаба Зентаи, директор по работе с корпоративными клиентами малого и среднего бизнеса «Альфа-Банка» [91]: «Одним из основных препятствий развития сегмента является нежелание заемщиков предоставлять банку информацию о своем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство малых предприятий работает с применением так называемых серых схем».

Вторая причина – довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки: часто заемщикам деньги нужны «прямо сейчас». Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом. Кредитное решение действует в течение 60 дней, что позволят заемщику заранее подготовиться к «высокому» сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять деньги в тот момент, когда они ему будут необходимы, продолжает специалист.

Выход из ситуации очень простой – повышение доверия между банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщики должны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк может выступать в качестве финансового консультанта для клиентов. Нужно стараться консультировать своих клиентов по всем возникающим финансовым вопросам, что помогает клиенту лучше оценивать и развивать свой бизнес, резюмирует Чаба Зентаи.

Основными проблемами кредитования бизнеса, по мнению Юлии Поляковой, руководителя отдела по связям с общественностью кредитного брокера «Фосборн Хоум», являются несколько причин.

1. Не развит спрос: предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и целесообразности привлечения кредитного финансирования. Кроме того, многие представители МСБ не могут взять кредит, поскольку не соответствуют жестким требованиям банков.
2. Низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных технологий по выдаче кредитов малым предприятиям.
3. Банки недостаточно обеспечены ресурсами и технологиями для работы с МСБ.
4. Правовая база несовершенна. Например, предприятиям МСБ сегодня трудно работать из-за тяжелых бюрократических процедур.

Основными проблемами с кредитованием МСБ является:

• «черная касса» в большинстве малых предприятий и, соответственно, бухгалтерская отчетность, пригодная только для минимизации выплаты налогов. Отсюда следует, что кредит таким предприятиям давать очень дорого, так как требуется тщательная проверка;
• средний бизнес обслуживать и развивать сложно, так как в силу исторических причин компании часто хотят очень специализированных услуг, которые сложно вписываются в продуктовые схемы больших банков. Соответственно, клиенты часто перемещаются «кустами» от одного банка к другому вместе с клиентскими менеджерами.

Главной проблемой кредитования малого и среднего бизнеса, считает Олег Луговой, начальник управления розничного кредитования НОМОС-БАНКа [92] остается отсутствие у предприятий этого сектора экономики достаточного обеспечения. В НОМОС-БАНКе эта проблема решается при помощи безналоговых кредитов. Но хотя их размер может составлять около 1 млн руб., размеры все равно ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк. Возможен также вариант, при котором лимит безналогового кредитования определяется в зависимости от оборотов по расчетному счету – это овердрафт по расчетному счету. Однако многие предприятия МСБ до сих пор не полностью проводят обороты по расчетному счету, в результате чего снижается лимит кредитования.

«Еще одна проблема в отсутствии четкого механизма поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне», – поясняет Олег Луговой. Существующая в настоящее время законодательная база носит в основном декларативный характер – она утверждает необходимость поддержки МСБ, предусматривает определенные программы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленных целей, очень ограничено.

Перспективы развития кредитования бизнеса

У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы, уверен Чаба Зентаи. Спрос в настоящее время значительно превышает предложение и будет только расти. Объем рынка кредитования, по состоянию на 1 февраля 2010 г. кредитные ресурсы получили более 24 тыс. представителей МСБ на сумму порядка 30 млрд. рублей в 57 регионах России. При этом, по оценкам МЭРТ [93], потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 28–35 млрд. долл. В настоящее время эта потребность удовлетворена примерно на 20–30%, объясняет специалист.

В ближайший год сохранятся текущие тенденции – это снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры получения кредита. Кроме того, мы ожидаем появления новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса имеет все шансы стать следующим хитом банковских продаж после потребительского кредитования и ипотеки, резюмирует специалист.

Рынок растет очень быстро: за 2006 год портфель банковских кредитов, выданных МСБ, увеличился почти вдвое. Кредитование МСБ будет становиться все более популярным направлением в сфере банковских услуг. Кроме того, постепенно кредиты на развитие МСБ будут дешеветь. Конкуренция в этом сегменте рынка будет увеличиваться, банки будут наращивать технологии. Будут уменьшаться и сроки рассмотрения кредита МСБ. Если сегодня для принятия решения о выдаче кредита минимально требуется в среднем 3,3 дня, максимально – 11,6 дня, то в 2009 году эти показатели были равны соответственно 5,8 и 38 дням. Есть еще одна тенденция – ставки в различных регионах страны постепенно выравниваются [94].

В последнее время МСБ демонстрировал стабильный рост: увеличиваются обороты представляющих его компаний и предпринимателей, количество создаваемых ими рабочих мест, вклад предприятий этого сектора в ВВП страны. Одновременно растет потребность в средствах для развития, что делает малый и средний бизнес все более привлекательным для банков. В перспективе это приведет к улучшению условий кредитования, в том числе к снижению ставок, а также упрощению требований кредитных организаций к заемщикам, представляющим МСБ, резюмирует специалист.



91. http://www.alfabank.ru/ сайт Альфабанка
92. http://www.nomos.ru/ сайт НОМОС-БАНКа
93. http://www.economy.gov.ru/minec/main/
94. http://www.rosbank.ru/ru/mb/credits/



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года