Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ПАНОВА Е.Г.
Студентка 4 курса НОУ «Институт бизнеса и права»
Научный руководитель: к.э.н., доцент Кожевникова С.Ю.

Определение эффективных подходов к оптимизации расходов на предприятиях в современных экономических условиях

В связи с ухудшением на предприятиях реального сектора экономики финансово-экономического положения, обострившегося в связи с воздействием негативных тенденций мирового кредитно-финансового кризиса, - многие компании начинают панически снижать уровень своих расходов. В снижении расходов руководство компаний видит один из главных рецептов выживания в период кризиса. Управленческие решения, конечно, нужно в таких ситуациях принимать очень быстро, практически - мгновенно. Решения, касающиеся снижения уровня расходов, — кажутся руководству предприятия «простыми», так как они находятся в плоскости варьирования теми ресурсами, которыми предприятие в реальности владеет (в первую очередь, денежными средствами). Между тем принятие, например, стратегических, маркетинговых решений у руководства вызывает обычно больше трудностей и опасений из-за роста неопределенности внешней экономической среды в складывающихся условиях практически на всех товарных рынках. Поэтому понятно, что первым рецептом к улучшению деловой активности предприятия для руководства видится «затягивание потуже пояса». Однако, необдуманное уменьшение расходов может привести к негативным последствиям, так как при принятии скороспешных решений по уменьшению объема затрат часто упускаются из виду категории «хороших» или высокопродуктивных расходов, приносящих компании экономический эффект. Поэтому здесь справедливо применение народной мудрости: «Семь раз отмерь и один раз отрежь»!

Данная работа не претендует на обзор всех решений по оптимизации расходов, а только ставит своей целью заострить внимание руководства компаний на том, что к расходам нужно отнестись взвешенно и мудро. Бороться нужно за снижение не всех, а только неэффективных расходов.

Рассмотрим несколько наиболее актуальных расходов, которые компания может оптимизировать:

1. Снижение расходов на обучение на семинарах, курсах и тренингах

Здесь следует принимать в расчет, что посещение сотрудниками и менеджерами обучающих программ (семинары, тренинги, курсы, стажировки), деловых и профессиональных мероприятий при правильной организации работы представителя компании дает самому предприятию огромный прямой и косвенный эффект, многократно перекрывающий понесенные издержки. Поэтому предлагается задуматься о том, как увеличить эффективность посещения обучающих и деловых мероприятий. Назовем только некоторые из возможных мер:

• Попробовать уменьшить стоимость участия в мероприятии. При правильном обращении к организаторам курсов или конференции в 9 из 10 случаев предприятию представят существенную скидку или дадут возможность посетить мероприятие двум сотрудникам при регистрации только одного участника;
• Занимать во время мероприятия активную и инициативную позицию, стараясь извлекать максимальную пользу для предприятия от посещения семинара или форума;
• Взять с собой на мероприятие диктофон, чтобы получить возможность еще раз прослушать самые ценные моменты, и затем познакомить других сотрудников с полезной информацией;
• По итогам посещения каждого мероприятия обязать каждого сотрудника изложить все моменты, обсуждаемые на конференции или семинаре в виде четких предложений по внедрению на предприятии. При этом сотрудник не должен ограничивать себя только работой своего подразделения.

Нельзя не согласиться с тем, что обучающие программы и деловые мероприятия — это эффективный источник идей, знаний, опыта, связей, инновационных устремлений, которые так нужны для преодоления кризисных ситуаций.

2. Расходы на рекламу

Уменьшение расходов на рекламу не приведет к тактическим и стратегическим потерям только в том случае, если предприятие найдет другие, более дешевые и условно бесплатные методы рекламы, продвижения, информирования покупателей о своих бизнес-предложениях. Это могут быть методы «партизанского маркетинга», «рекламы без рекламы» и так далее. Отсутствие финансовых средств должно быть обязательно заменено смекалкой, нестандартными креативными решениями, серьезной творческой работой всего коллектива предприятия. Ни в коем случае не следует отказываться от расходов на ту рекламу, которая «хорошо работает», на те проверенные каналы коммуникаций с потребителями, которые доказали свою эффективность. Расходы на рекламу и маркетинг в этом случае нужно перераспределить в пользу этих эффективных инструментов.

3. Сокращение расходов на содержание персонала

Расходы на содержание персонала нужно снижать, в первую очередь, в тех отраслях, в которых произошел необоснованный гипер-рост заработных плат, не подкрепленный ростом производительности труда и эффективности производства. Снижение этих расходов в первую очередь связано с уменьшением премий и надбавок. Однако, если в материальном стимулировании не дать других альтернатив, может произойти резкое падение и так низкой производительности труда: сотрудники будут только «ходить на работу». Альтернативами заработной платы, стимулирующей ключевых сотрудников, может быть участие в собственности компании, вознаграждения за рационализаторские предложения, премии за особые достижения, нематериальные меры и так далее.

Нужно также помнить, что расходы на содержание персонала не ограничиваются только выплатой заработных плат и связанных с этим социальными и налоговыми платежами. Посчитайте, например, сколько стоит аренда рабочего пространства и упущенную выгоду от сдачи в аренду этих площадей. Есть хорошее решение: перевод части хотя бы офисного персонала в «виртуальный» или «домашний», что уже нашло широкое применение на западе, и чем уже успели воспользоваться многие. Благодаря развитию современных информационных технологий организовать работу работников интеллектуального труда можно таким образом, что весь персонал работает дома, а управление и коммуникации осуществляются с помощью средств Интернет. Такой вид организации труда имеет массу преимуществ, как для сотрудников, так и для компании. Среди явных недостатков: дисциплина. Однако, если работник не дисциплинирован и не организован, эффективно ли он работает в самом офисе компании?

Таким образом, управление расходами на предприятии в период кризиса должно быть не бюджетным или автоматическим, когда выделяются статьи и доводятся лимиты, а «ручным», когда изучается целесообразность каждого платежа, эффективность всех издержек по отдельности. В процессе управления расходами менеджмент предприятия должен соизмерять тактические потребности и стратегические задачи, находя между ними золотую середину.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года