Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ПИНЗЕНИК Ю. В.
Студентка 5 курса Университета банковского дела Национального банка Украины, г.Киев
Научный руководитель: к.э.н., доцент Мищенко С.В.

Влияние финансирования МВФ на внешний долг Украины

Возникновение международных валютно-кредитных и финансовых организаций обусловлено развитием интернационализации хозяйственной деятельности, межгосударственного регулирования, необходимостью совместного решения проблем развития мировой экономики.

Исследованию роли международных финансовых институтов в свете хозяйственных связей и отношений с Международным валютным фондом посвящены работы украинских и зарубежных ученых - И. Бланка, М. Портера, А. Гальчинского, В. Гейца и др.

Следует отметить, что основной функцией МВФ является предоставление финансовой помощи странам-участникам, но дальнейшая глобализация мирового хозяйства сопровождается соответствующими изменениями целей и функций организации. Кроме предоставления финансовой помощи с целью ликвидации временных дефицитов платежных балансов, МВФ использует также и финансовые инструменты для структурной перестройки экономик стран мира. Это, в свою очередь, создает предпосылки для развития национальной производственной инфраструктуры и ее включения в глобальную обслуживающую систему.

В сотрудничестве Украины с МВФ в рамках кредитных программ можно выделить несколько этапов. (Таблица 1)



Заем, предоставленный МВФ в 2008 году, в 8 раз по объему кредитной программы превышает украинскую квоту в этой финансовой организации. Риском такого инструмента погашение дефицита платежного баланса, как иностранные кредиты, есть увеличение государственного долга, поскольку возникает обязанность стран-заемщиков выплачивать как основную сумму займа, так и проценты. Также следует учитывать, что требования МВФ по займу существенно влияют на общую макроэкономическую ситуацию в стране (прежде всего, речь идет о сбалансировании бюджета, выравнивание платежного баланса и т.д.). Только для обслуживания этого долга Украине будет необходимо ежегодно 2,5 млрд. долл. США.

Следовательно, возникает потребность рационального и эффективного для экономики страны расходования кредитных средств, поскольку, чем эффективнее удастся вложить средства в наиболее важные для общественного и экономического развития сектора, тем лучше будут последствия для экономики государства.

Кредит от МВФ является достаточно дешевым для правительства, поскольку предусматривает выплату процентов в размере около 2% годовых от общей суммы долга. Выплата тела займа начнется только в 2012 году и продлится до 2014 года. [95]

Если экономика Украины в этот период будет расти, погашение займа не составит особого труда. Когда же реализуется пессимистический сценарий, бремя долга, даже с учетом обесценивания денег, окажется слишком тяжелым для ослабленной государства.

Сейчас задолженность перед МВФ в расчете на одного жителя Украины составляет около 225 долларов. [96]

К опосредованным негативным последствиям от сотрудничества с МВФ можно отнести откладывания некоторых структурных реформ на неопределенное время, которые бы власти были вынуждены делать в случае отсутствия финансовой поддержки.

Чрезмерное привлечение внешних займов может порождать угрозы для макроэкономической стабильности, поскольку повышает уязвимость национальной финансовой системы к внешним шокам. Ведь наращивание внешней задолженности сопровождается повышением валютных рисков и рисков рефинансирования долга.

Проведенный анализ показал, что во многих странах высокий уровень внешнего долга является серьезным фактором финансовой дестабилизации и замедления темпов экономического развития. Внешний долг на стадии его погашения становится причиной оттока доходов из национальной экономики. Кроме того, внешний долг во многих случаях порождает осложнения в сфере платежного баланса. Чрезмерное возложения на привлечение внешних займов повышает уязвимость финансовой системы страны к скоропостижной девальвации обменного курса и прекращение поступления иностранного капитала.



95. Годовой отчет МВФ 2009 - Режим доступа:
96. http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2009/pdf/ar09_rus.pdf



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года