Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОРНЕЕВ И.Ф.
Студент 4 курса Института бизнеса и права, Санкт-Петербург.
Научный руководитель: к.э.н., проф. Кишев Ю.И.

Планы российского Правительства 2010 г. – приблизят ли они выход страны из кризиса?

Мировой экономический кризис, начав свое «шествие» из США, докатился до России в конце лета - начале осени 2008 года. Прошлый, 2009 год, выдался трудным для российской экономики, затронув все ее сферы.

Россия и в начале 2010 года все еще находится в сложных условиях большого количества неопределенных факторов мировой экономики. Согласно оценкам региональных экономических комиссий ООН, Россия (по данным на 16.02.2010г.) пока находится вблизи завершающего кризисного этапа, следовательно, Россия еще не достигла дна, за которым начнется подъем экономики.

Центром макроэкономических исследований Сбербанка России был проведен анализ антикризисных правительственных мер (опубликован 27.02.2010 г.), согласно которому Россия, по мнению авторов исследования, относится к странам, вынужденным сконцентрироваться на сокращении бюджетных расходов, рекапитализации банковской системы и др. и находится среди тех, кто столкнулся с проблемами в начале кризиса, но смог их локализовать, и затем получить возможность проведения более мягкой политики.

Российская экономика вступила в конце 2008 г.- начале 2009 г. в новую фазу развития: промышленное производство, доходы населения, прибыли и капитализация компаний существенно сократились. Кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной политике, внести необходимые изменения в законодательство. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах (от 25.05.2009 г.) отмечается, что бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в послекризисный период. Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственных расходов, но не в ущерб стратегическим целям развития. В среднесрочной перспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, чтобы ответственные министерства были заинтересованы в росте эффективности расходов, а не в их наращивании. В Послании не раскрываются конкретные предложения, но указывается, что цель бюджетной политики - не только сократить расходы бюджета, но и создать действенный инструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения.

В принятых ранее Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов не потеряли свою актуальность поставленные цели: переход к режиму таргетирования инфляции, использование бивалютной корзины и режима управляемого курса рубля, поддержание стабильности банковской системы и повышение ликвидности банков в условиях кризиса.

30 декабря 2009 г. Правительство РФ одобрило Основные направления антикризисных действий на 2010 год.

В III и IV кварталах 2009 года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.

Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:

1. Поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения, в т.ч.:
1.1. Снижение напряженности на рынке труда.
2. Поддержка оживления экономики:
2.1. Расширение кредитования предприятий, реструктуризация задолженности реального сектора.
2.2. Поддержка внутреннего спроса.
2.3. Расширение базы экономического роста - развитие малого и среднего бизнеса.
2.4. Реструктуризация экономики моногородов.
3. Модернизационные меры:
3.1. Диверсификация экономики, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств.
3.2. Стимулирование инновационной активности в экономике.
3.3. Развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики.
3.4. Формирование «длинных денег» в экономике.
3.5. Модернизация финансовой системы.
3.6. Развитие человеческого капитала.
3.7. Государственный сектор и бюджетная сфера.
3.8. Модернизационные аспекты макроэкономической политики.

Сравнительно благоприятная для российской экономики внешнеэкономическая конъюнктура и эффективная реализация антикризисных мер Правительством Российской Федерации обусловит в 2010 году закрепление положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей.

В 2010 году возобновится рост инвестиций в основной капитал, которые вырастут на 2,9 процента. Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Во второй половине года ожидается существенное облегчение условий кредитования. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте (включая трубопроводный транспорт и дорожное хозяйство) и связи.

Рост инвестиционного и внешнего спроса будет опорой для восстановления индекса промышленного производства, который вырастет в 2010 году на 2,8 процента. Значимый вклад в рост промышленности внесет рост на 3,5% обрабатывающих производств.

Будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В целом за год инфляция может составить 6,5-7,5 процентов.

Если Правительству удастся реализовать вышеупомянутую программу на 2010 год, а также продолжить реализацию планов, носящих длительный характер из пакета антикризисных мер на 2009 год, то путь из кризиса при значительном снижении объемов направляемых на эти цели бюджетных средств, вероятно, будет максимально эффективным.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года