Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

АКИМОВА А.А.
Магистрант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, Санкт-Петербург, Россия
Научный руководитель: д.э.н., проф. Колесников В.В.

Реализация стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга

Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт Петербурга разработана с целью формирования научно-обоснованной политики Правительства Санкт-Петербурга по модернизации, развитию, повышению конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса (ТЛК) города, а также как мера по решению городских проблем в сфере транспорта.

Реализация стратегии направлена на развитие ТЛК Санкт-Петербурга, повышение эффективности использования городских территорий, стимулирование инвестиционной активности, повышение окупаемости инвестиционных проектов и снижение рисков, максимизацию социально-экономических и экологических эффектов за счет создания добавленной стоимости и получения синергетического эффекта.

Необходимость разработки Стратегии развития ТЛК была вызвана следующими обстоятельствами: отсутствием единой согласованной стратегии развития транспорта и терминально-складского хозяйства; ситуацией, при которой существующие в настоящее время инструменты регулирования транспортной деятельности не позволяют рассматривать ТЛК Санкт-Петербурга как надежный и серьезный источник формирования доходов городского бюджета.

Положения действующих федеральных документов (Федеральная Целевая программа «Модернизация транспортной системы России 2002-2010гг.», Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г.) не в полной мере отражают интересы развития ТЛК Санкт-Петербурга, в них не содержится целый ряд важнейших проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры города, что не позволяет привлечь федеральное финансирование для их реализации.

При этом роль и значение ТЛК Санкт-Петербурга заключается в том, что в настоящее время через территорию Санкт-Петербурга осуществляется около 20% от общего объема перевозок российских и внешнеторговых и транзитных грузов. ТЛК Санкт-Петербурга играет важнейшую роль в связях Россия-Европа, Россия-Азия (большинство товаров из Европы и Азии попадает в центральную часть России именно через Большой порт Санкт-Петербурга), а так же обеспечивает часть транзитных грузовых перевозок в сообщении Европа-Азия.

Большой порт Санкт-Петербурга играет ключевую роль в обеспечении международных перевозок РФ, выполняемых морским транспортом. Это связано с тем, что через Большой порт Санкт-Петербурга осуществляется поставка в Россию 51% импортных грузов и вывоз 13% от общего объема экспортных грузов, перевозимых на морском транспорте. Большой порт Санкт-Петербурга является лидером среди морских портов РФ по перевалке сухих, контейнерных и рефрижераторных грузов. Через Большой порт Санкт-Петербурга осуществляется внешнеторговые связи со странами всех континентов.

К Большому порту тяготеют экспортно-импортные грузы не только прилегающих к Санкт-Петербургу субъектов РФ, но и многих других регионов России, расположенных на значительном удалении от города – Центрального, Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Большой порт, обслуживающий международные грузопотоки, стал ядром формирования ТЛК Санкт-Петербурга, так как его развитие во многом предопределяет объем и структуру грузопотоков других видов транспорта. Около 49% грузов порта перевозится железнодорожным транспортом, 33% автомобильным, 14% - речным и 4% трубопроводным.

Особенностью рынка транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга является большая доля доходов, которые генерирует контейнерный грузопоток морского порта. Большой порт Санкт-Петербурга занимает лидирующие позиции по перевалке контейнерных грузов в России, в 2005 г. его доля составила 67% от общего грузооборота контейнерных грузов в портах РФ. По итогам 2005 г. контейнерные грузы обеспечили 57,6 млрд. руб. доходов, что составило 42% всего объема рынка транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга в финансовом выражении. В последующие годы наблюдается существенный рост объемов контейнерного грузопотока через Большой порт Санкт-Петербурга – ежегодно его объем увеличивается на 25-30%. Основной причиной этого процесса является ростом импорта в контейнерах, что в сложившейся ситуации является долговременной тенденцией.

С учетом сложившихся условий и перспективных экономических тенденций возможны два основных варианта дальнейшего развития ТЛК Санкт-Петербурга. Первый вариант – инерционный, при котором сохраняется сложившаяся специализация города как перевалочного центра внешнеэкономических, в первую очередь экспортных грузов. Второй вариант – инновационный, предусматривающий развитие в Санкт-Петербурге второго по величине национального транспортно-логистического и дистрибутивного центра Европейской части России, специализирующего на обработке высокотехнологических грузов и создании дополнительной добавленной стоимости за счет предоставления сопутствующих услуг.

В случае формирования на базе города национального транспортно-логистического и дистрибутивного центра Европейской части России объем рынка транспортно-логистических услуг города будет ежегодно расти более высокими темпами по сравнению с инерционным вариантом, что позволит достичь оборота в 460 млрд. руб. к 2025 г. (на 24% больше, чем при инерционном варианте). Самое главное состоит в том, что должны произойти изменения в структуре доходов: снизится доля доходов от транспортной деятельности, налоги от которых в меньшей степени ориентированы на бюджет Санкт-Петербурга, так как многие перевозчики зарегистрированы в других странах или субъектах РФ, при этом увеличатся доходы от логистической и терминально-складской деятельности, поступающие преимущественно в бюджет Санкт-Петербурга.

Таким образом, наиболее эффективными механизмами реализации Стратегии развития ТЛК СПб являются: соответствующее резервирование территорий для развития для развития ТЛК в составе градостроительных документов, прежде всего, Генерального плана Санкт-Петербурга; разработка проекта планирования территорий, предусмотренных для приоритетного размещения объектов транспортной и терминально-складской инфраструктуры, их обеспечение за счет средств бюджета Санкт-Петербурга; создание в Санкт-Петербурге особых портовых экономических зон; применение механизмов частно-государственного партнерства при реализации инвестиционных проектов развития транспортной и терминально-складской инфраструктуры; подготовка законодательных инициатив, позволяющих решить проблемные вопросы развития ТЛК.

Все перечисленные механизмы взаимно дополняют друг друга и направлены как на привлечение инвестиций, так и на изменение структуры ТЛК, переориентацию его на работу с высокотехнологичными грузами, позволяющими за счет оказания портовых услуг создавать добавленную стоимость, стимулировать рост валового продукта и повышение привлекательности Санкт-Петербурга для размещения крупных международных компаний.

Кроме того, реализация Стратегии развития транспортно-транзитного комплекса Санкт-Петербурга будет способствовать достижению социально-экономических приоритетов города за счет:

- повышения привлекательности Санкт-Петербурга для размещения крупных транснациональных компаний и фирм, работающих в сфере высокотехнологичных и инновационных отраслей;
- роста инвестиций в регион, направленных как в ТЛК, так и в сопряженные с ним сектора экономики;
- стимулирования развития туризма, привлечения деловых кругов в Санкт-Петербург для проведения саммитов, выставок, конференций;
- повышения доходов и занятости, благосостояния и качества жизни населения Санкт-Петербурга за счет развития транспортно-логистической деятельности;
- увеличения поступлений в городской бюджет за счет развития сектора транспортных, складских и логистических услуг;
- развития финансовых и банковских услуг в связи с обслуживанием финансовых потоков, сопровождающих грузовые и пассажирские перевозки;
- стимулирования развития инноваций и научных исследований, приносящих экономические выгоды;
- уменьшения воздействия транспорта на окружающую среду вследствие более эффективной организации движения транспортных потоков.

Санкт-Петербург должен стать локомотивом роста в экономике России, в том числе благодаря развитию транспортно-логистических услуг. При этом экономический эффект от развития ТЛК СПб и реализации на его территории крупных проектов развития транспортно-складской инфраструктуры будет распространяться и на соседние регионы за счет оптимизации схем доставки товаров, развития сопутствующих услуг и снижения издержек.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года